Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Клиника интеллектуальных нарушений

Определение 1

Клиника интеллектуальных нарушений является учебной дисциплиной, которая занимается изучением клинических аспектов ряда заболеваний, основа которых представлена нарушениями интеллекта

Понятие интеллектуальных нарушений

Интеллектуальные нарушения (расстройства) в психологии определяются в качестве нарушений способности формировать понятия, суждения и умозаключения, адекватные действительности. Они часто называются нарушениями интеллектуальной деятельности и возникают при соответствующих психических заболеваниях, локальных мозговых поражениях и отклонениях в развитии.

Для многих психических расстройств присущи преимущественные нарушения развития мыслительных операций (регуляторного механизма) интеллектуальной деятельности (мотивационные процессы). В других ситуациях можно отметить операциональные нарушения, для которых характерны расстройства актуализации смысловых связей. Они лежат в основе вербального (логического) мышления, например, в случае шизофрении.

Интеллектуальные нарушения могут наступать при умственной отсталости. Известно, что в рамках детской психиатрии, одно из наиболее распространенных расстройств представлено общим психическим недоразвитием. В последнее время ученые отмечают стойкую тенденцию к росту числа детей, у которых обнаруживается общее психическое недоразвитие.

Частоту умственной отсталости в популяции оценивают в рамках 0,5-3%. При этом отмечено, что чем более выражено расстройство, тем быстрее оно обратит на себя внимание. Помимо этого, частота выявления резко вырастет с началом поступления в школу и достигнет пикового состояния в 10–13 лет.

Клиника интеллектуальных нарушений рассматривает такую категорию, как умственная отсталость. Данное состояние связано с врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики, для которой выражена недостаточность интеллекта. Это затрудняет или делает невозможной адекватную социальную жизнь человека.

Категорию «умственная отсталость» особенно широко используют в последние десятилетия, так как понятие «олигофрения», а также понятия, которые обозначают ее степень («дебильность», «имбецильность», «идиотия») стали приобретать за долгую историю их употребления отрицательную окраску.

«Клиника интеллектуальных нарушений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В международной классификации категория «умственная отсталость» была вытеснена термином «олигофрения». Сегодня в отечественных источниках литературы этот термин нередко начали употреблять в качестве синонима «олигофрении».

В случае нарушения умственного развития главные и ведущие неблагоприятные факторы представлены следующими особенностями:

  • Слабой любознательностью (ориентировкой);
  • Замедленной обучаемостью;
  • Плохой восприимчивостью к новому.

Предмет изучения и задачи клиники интеллектуальных нарушений

Клиника интеллектуальных нарушений представляет собой учебную дисциплину. Она занимается исследованием клинических особенностей ряда заболеваний, основа которых составляет нарушения интеллекта. Учебная программа курса предназначена для студентов, которые получают профессиональное образование по специальностям "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика и психология".

Основная цель клиники интеллектуальных нарушений включает формирование теоретических знаний об их составляющих, включая этиологию, патогенез, симптоматику, дифференциальную диагностику. Она рассматривает интеллектуальные нарушения у детей и подростков, систематизирует и уточняет знания в области медико-биологических причин трудностей развития детей с интеллектуальными нарушениями. Это необходимо для развития способностей к анализу результатов медицинского, психологического и педагогического обследования и осуществления дифференциальной диагностики.

Клиника интеллектуальных нарушений предназначена для оказания консультативной помощи. Она помогает проводить коррекционно-педагогическую работу с проблемной категорией детей. Среди задач клиники интеллектуальных нарушений необходимо выделить:

  • Исследование клинических проявлений психического недоразвития ребенка;
  • Расширение теоретических представлений о причинах и механизме интеллектуальных нарушений в различные периоды детства;
  • Формирование основ знаний в сфере клинических проявлений и причин задержки психического развития ребенка;
  • Формирование представлений по проблемам профилактики интеллектуальных нарушений у подростков и детей других возрастов;
  • Получение знаний в сфере медицинского сопровождения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

В понимании сути интеллектуальных нарушений существуют 2 основных направления: клиническое и психологическое. Первое из них успешно развивалось в России и традиционно рассматривало слабоумие в качестве следствия аномального развития мозга, на который влияли вредности на разных стадиях онтогенеза . Психологическое направление более развито в западных странах. Оно занималось рассмотрением двух моделей умственной отсталости. Основа первой модели (развития) была представлена тезисом об отсутствии различий в развитии детей с нормальным интеллектом и умственно отсталых детей. Вторая модель (дифференциальная модель) взяла за основу представления о существовании специфических особенностей интеллектуальной деятельности умственно отсталых людей.

Отечественная психиатрия традиционно различает основные формы патологии интеллекта. Она может быть врожденной (приобретенной) в первые три года жизни. Эта недостаточность интеллекта называется олигофренией (врожденным слабоумием). Вторая форма состоит в приобретенном слабоумии (деменции).

Клиника интеллектуальных нарушений не рассматривает деменцию как болезнь. Она представляет собой синдром, имеющий нейропсихологический дефект, который связан с хронической болезнью мозга, которая называется энцефалопатией.

Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot