Распад в клинической психологии
Распад — это такое глубокое расстройство психики, которое охватывает абсолютно все ее проявления.
Распад в клинической психологии воздействует на мышление, моральные и этические свойства личности. Распад личности характеризуется ее беспомощностью. Он очень похож на психический маразм.
Л.С. Выготский считал, что распад не является обратным направлением развития человека и его психики. Ведь ему присущи свои необычные черты, которые связаны со специфическими принципами человеческого мозга. Распад не является негативным явлением.
Л.С. Выготский полагал, что создание и построение функций психики является процессом формирования психических систем. В детстве у человека деформируется внутренняя структура сознания, а также меняются соотношения и восприятие каких-либо отдельных функций или действий. Все это приводит к появлению новых систем, которые объединяют отдельные виды и элементы психической деятельности ребенка.
Главную роль в создании высших психических функций играет речь и речевое мышление. Если рассматривать с психологической стороны, то можно увидеть, что для реализации слова очень важен процесс общения. Ведь всегда должна быть возможность, которая позволит словом обозначить не один какой-то предмет, а целую совокупность вещей.
При любом виде патологии развитие не останавливается.
При распаде любой психической функции могут появляться факторы, которые выполняют компенсаторную функцию.
Представления о развитии и распаде в отечественной психологии
Выготский предполагал, что главным фактором при развитии психических функций является изменение связей между функциями. Другими словами, происходила деформация главной взаимозависимости психических действий ребенка на каждом этапе взросления.
В сознании индивида не происходит сложение развития всех отдельных функций психики. Ведь каждая функция формируется благодаря развитию сознания как целого элемента. Стоит отметить, что все высшие психические функции личности характеризуются общей природой. Они проходят один и тот же путь, когда происходит процесс развития. Выготский также отмечал, что создание психических систем всегда делается с помощью интеграции. Именно обобщенный метод отражения и восприятия окружающей действительности является своеобразным способом мышления. При распаде соответствующих обобщений, который появляется при патологии смысловой сферы речи, можно заметить ухудшение функционирования всех функций в психике человека.
Известно, что произвольное внимание, например, при афазии, сильно страдает. Оно резко нарушается. Это происходит в тех случаях, когда произвольное внимание у человека не связано с речью. Можно заметить, что связь между распадом обобщений и психической деятельностью существует.
Роль распада в клинической психологии
Вообще, сама проблема соотношения распада и развития психики играет важную роль для психологии и психиатрии. Эта проблема важна для понимания строения всех психической деятельности человека.
Обычно психические болезни протекают по биологическим закономерностям. Такие закономерности просто не могут повторить закономерности развития. Такое повторение невозможно даже тогда, когда болезнь поражает самые молодые отделы мозга у человека. Больные люди не могут нормально думать, размышлять и рассуждать. Если у них и получается рассуждать, то они это делают не так хорошо, как здоровые люди. Ведь рассуждения на более высоком уровне для больных становятся недоступными. Все это означает то, что больные люди утрачивают более сложные и специфические формы поведения и познания. Но возвратиться к детскому этапу развитию такие люди не смогут. Ведь распад не действует на таких людей только с негативной стороны. Разные патологии в результате приводят к самым различным формам распада.
Многие исследователи полагают, что психические заболевания способствуют:
- освобождению врожденных инстинктов (часто связаны с агрессией)
- освобождению биологических потребностей (наследственных)
Считается, что деградация человека связана именно с освобождением биологических потребностей. Само нарушение личности связано не с освобождением биологических потребностей (например, потребность в алкоголе), а с распадом строения самих потребностей. Личность деградирует, когда меняется строение самой важной общественной потребности. Ведь в таком случае потребность становится менее осознанной, стирается иерархия мотивов, меняется смысловая функция, а дальние мотивы могут совсем исчезнуть.
Стоит отметить, что человек не ограничивается удовлетворением своих психических потребностей, заложенных в нем еще с самого рождения. Люди совершают действия для того, чтобы достичь какой-то определенной цели. Причем цель может очень отличаться от биологических потребностей личности. Каждый индивид самостоятельно ставит для себя определенные цели. После чего он стремится к их достижению. Иногда даже человек может не обращать внимание на свои биологические потребности, если будет понимать, что достижение цели для него намного важнее. Когда человек болен, он может стать рассеянным, невнимательным, агрессивным. Это, конечно, помешает при достижении нужного результата, но не так сильно. Ведь цели не являются биологическими потребностями. Они появляются в процессе развития личности в социуме. Иногда на цели определенного человека могут влиять окружающие люди. Общество может подтолкнуть человека совершить какой-то поступок, сделать выводы, расставить приоритеты в жизни. Это очень важно. Именно в процессе своей жизни человек, можно сказать, приобретает какие-то определенные цели. Они сильно отличаются от биологических мотивов и желаний. С приобретенными желаниями и потребностями работать легче, если человек целеустремленный и понимает важность своей деятельности.
Учитывая все написанное выше, можно сделать вывод, что распад в клинической психологии:
- Не является негативным фактором или отрицательным элементом, который заставляет человека деградировать
- Появляется после психических заболеваний
- Играет важную роль в клинической психологии