Общее понятие и сущность тренинга
Тренинг - это способ перепрограммирования модели управления собственным поведением и деятельностью, которая имеется у человека, посредством использования группы методов активного социально-психологического обучения.
Тренинговые группы формируются от цели тренинга, социально-психологических проблем и на основании подобранных специалистов методов и средств тренинговой работы.
В основе группового тренинга заложен ряд, так называемых, «камней»:
- Экономический – групповая форма тренинга позволяет объединить несколько людей со схожими проблемами и оказать на них необходимое психологическое воздействие. Такая форма воздействия является более экономичной, нежели индивидуальная тренинговая работа.
- Социально-психологическая теория групп – каждая тренинговая группа рассматривается не как совокупность отдельных членов, а как новое функциональное образование, которое существует и развивается по своим законам. Работа в группе позволяет человеку лучше узнать себя, посмотреть на свои проблемы со стороны, успешнее осознать свои положительные и отрицательные качества и т.д.
- Психотерапевтическая практика – работа с группами позволяет специалисту накопить необходимый практический опыт групповой работы, разработать технологические методы и приемы руководства групповыми процессами.
В настоящее время классифицируют несколько видов треннинговых групп, в зависимости от цели их деятельности, используемых методов и приемов.
Основные категории тренинговых групп
Тренинговые психокоррекционные группы принято подразделять на следующие категории
Группы по решению проблем – это группы, которые включают в себя клиентов с общей или схожей проблемой, с целью поиска оптимального решения данной проблемы. Работа в группе позволяет каждому участнику шире взглянуть на свою проблему, осуществить ее анализ и вместе найти выход из нее. Особенностью является то, что участники могут дискутировать между собой.
Группы по развитию межличностных навыков – это группы, которые объединяют между собой участников, имеющих проблемы в общении и взаимодействии с окружающими. Основной целью работы специалиста в данной группе является овладение всеми участниками навыками успешной коммуникации и взаимодействия, умение выстраивать взаимоотношений с окружающими, адаптироваться в новых или меняющихся условиях.
Группы личностного развития – это группы, которые чаще всего организуются на предприятиях или организациях, с целью личностного развития сотрудников, формирования у них необходимых качеств, для повышения их работоспособности и сплоченности в коллективе (лидерские качества, целеустремленность и т.д.).
Терапевтические группы – это группы, в которые входят люди, имеющие определенные психологические проблемы, разрешение которых требует участия специалиста.
Основные виды тренинговых групп
Выделяют следующие виды тренинговых групп.
Тренинг-группы (Т-группы) – это вид групп, который по существу «пронизывает» все типы группового обучения.
Признаки Т-группы:
- наличие четкого акцента на взаимоотношения между участниками группы, которые устанавливаются и развиваются по принципу «здесь и сейчас»;
- объективация субъективных эмоций и чувств участников группы относительного самих себя, что является одним их основных материалов для группового анализа;
- обязательное установление доброжелательной атмосферы, в рамках которой все участники будут чувствовать себя свободно и раскованно, в результате чего выраженные ими чувства будут правдивыми и искренними;
- установление климата психологической безопасности, обеспечивающего каждому участнику возможность принимать активное участие в тренинге.
Основные цели Т-тренинга:
- Снижение барьеров психологической самозащиты и развитие самопознания на личностном уровне.
- Понимание тех условий, которые облегчают или затрудняют нормальное функционирование группы.
- Установление эффективных межличностных взаимоотношений, позволяющих плодотворно взаимодействовать участникам группы.
- Овладение навыками самодиагностики.
Группы обучения (Study groups) - это вид групп, которые были сформированы в качестве альтернативы Т-группам, с целью изучения моделей индивидуального и группового поведения.
Основные отличия S-групп от Т-групп:
- центральное место занимает не равенство участников, как в Т-группа, а напротив, лидерство и авторитет;
- основой обучения является бихевиоральная ориентация, которая направлена на отучение человека от неэффективных реакций и обучение его эффективным (адаптивным);
- основной методикой обучения является репетиция нужного поведения, в условиях различных ситуация, созданных искусственно в рамках группы;
- подкрепление правильного поведения и действий, неодобрительная реакция не отрицательное поведение или неудачные действия.
Группы встреч (Encounter-groups) – это группы, которые были разработаны Карлом Роджерсом, прошли длительный путь развития, в начале 60-х годов их принято было называть «группы сензитивного обучения».
Данный вид групп, так же создан на основе Т-групп, но имеет ряд характерных отличий:
- за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно-ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования, в условиях данных групп часто применяются индивидуальные занятия;
- под E-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп.
В настоящее время выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «инкаунтер-группы». Это Т-группы, гештальттерапия, транзактный анализ, эзален эклектик, личностный рост, синанон, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер-тейпс.