Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это возрастной период с 14 до 16 лет у мальчиков и с 13 до 15 лет у девочек, который характеризуется тем, что тело ребенка претерпевает значительные изменения.
Одной из особенностей данного возраста является то, что эмоциональная сфера подростка весьма возбудима, что проявляется в частой смене настроения и неудовлетворенностью окружающим миром.
У девочек и мальчиков в подростковом возрасте значительно различается уровень физического развития. Так, девочки развиваются несколько быстрее, чем мальчики, что не может не оказать влияния на самосознание и психику мальчиков. Ввиду такой разности в физическом развитии девочек не интересуют сверстники, они ищут общения с мальчиками старше себя. Это отрицательно действует на самооценку мальчиков-сверстников, на которых девочки не обращают внимания.
Таким образом, с психологической точки зрения подростковый возраст является достаточно сложным периодом в жизни каждого человека. Это связано с тем, что подростки очень часто проявляют негативизм, у них отмечается личностная дисгармония и протестное отношение ко всему происходящему вокруг. К положительным чертам подросткового возраста можно отнести формирование самостоятельности ребенка, его взаимоотношения с окружающими становятся более содержательными и разнообразными, значительно расширяет сфера его деятельности.
Главная значимость подросткового возраста состоит в том, что ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в рамках которой происходит формирование его сознательного отношения к самому себе и своему месту в социуме.
Изучение в психологии зависимости статуса подростков в группе от их индивидуальных черт
Статус (положение) подростка в социальной группе и его способность к взаимодействию со сверстниками являются важными критериями его успешности в повседневной жизни. Каждый подросток подвергается оценке со стороны сверстников, равно как и он дает им свою оценку. Данная оценка очень важна, так как именно она формирует и устанавливает предпочтения, отвержения и влечения между подростками.
Оценка, которую сверстники дают подростку зависит от его личностных и индивидуальных качеств. Та оценка, которая дана сверстниками, определяет статус подростка в социальной группе. На основании установленных статусов возникает уникальная сеть взаимоотношений между подростками.
В зависимости от своих индивидуальных черт подросток может получить статус «принятого» или «отверженного», на основании чего складываются личные взаимоотношения между участниками конкретной социальной группы.
Однако, необходимо отметить, что если в одной социальной группе подросток может быть «звездой», то в другой группе он же может быть «отверженным». Это связано с тем, что каждая социальная группа предъявляет к личности подростка определенные требования, которые он либо способен удовлетворить посредством своих индивидуальных черт личности, либо нет.
Так же, необходимо отметить и то, что юноши и девушки должны обладать различными индивидуальными чертами личности, присущими их гендерной группе.
Девушки будут приняты в социальную группу и займут в ней высокий статус в случае, если они общительны, приветливы, красивы, добры по отношению к окружающим и обладают независимостью. Юноши, в свою очередь, должны быть общительны, физически развиты, обладать смелостью и независимостью, уметь находить решение в различных сложных ситуациях.
Одной из наиболее неприятной позицией в социальной группе, является роль «изолированного». Она более неблагоприятна, чем позиция «пренебрегаемого» или «отверженного». Это связано с тем, что к «изолированному» подростки не проявляют вообще никаких эмоций, что, по сути, для него является своего рода наказанием.
Выявление роли подростка в различных социальных группах является важным компонентом психолого-педагогической работы, так как статус подростков, позволяет педагогу предотвратить возникновение конфликтов и сплотить детский коллектив.
Как показывает практика, тот статус, который подросток занимает в социальной группе, становится со временем устойчивой величиной. Дело в том, что зачастую переходя из одной социальной группы в другие, подросток «переносит» с собой и свой статус, который закрепляется за ним уже и во взрослой жизни.
Таким образом, необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных условиях жизни. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы в разных группах.
Влияние индивидуальных черт личности подростка и стиля воспитания на его статус в группе
Важным фактором успешности подростка в социальной группе и установление высокого социального фактора зависит от наличия у него определенных индивидуальных черт личности.
В случае, если подросток эмоционально привлекателен для сверстников, обладает положительными личностными качествами, то он способен получить роль «принятого» или «звезды» в социальной группе сверстников. Если же подросток имеет отрицательные черты личности, которые неприятны его сверстникам, действуют на них отталкивающее, то его статус в социальной группе может быть «отверженный» или «изолированный».
В настоящее время проведено достаточно большое количество психологических исследований, в ходе которых были выявлены положительные и отрицательные черты личности, оказывающие влияние на установление статуса подростка в социальной группе.
К положительным чертам личности относятся:
- общественная активность,
- эмоциональная стабильность,
- коммуникативность,
- требовательность,
- настойчивость,
- самостоятельность,
- откровенность,
- дружелюбность и т.д.
К отрицательным чертам личности относятся:
- тревожность,
- агрессивность,
- эмоциональная возбудимость и неустойчивость,
- скрытность,
- враждебность,
- болтливость,
- молчаливость,
- подозрительность и т. д.