Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, которая направлена на получение заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению
Особенности развития ребенка шестого года жизни
В период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается мышление. Он начинает усваивать ряд новых знаний об окружающем мире, вместе с тем овладевая простейшими способами мышления. В этом процессе он учится анализу, сравнению, обобщению своих наблюдений. Дошкольники в возрасте 6 лет способны увидеть главное, замечать скрытые связи и закономерности.
В этот период активно формируются следующие личностные качества:
- Самостоятельность,
- Инициатива,
- Творчество,
- Компетентность,
- Коммуникабельность,
- Произвольность.
Все эти качества понадобятся в школе. Развиваясь, как личность дети формируются и раскрываются в отношениях с окружающими людьми.
Обучение детей в возрасте шести лет обладает своими особенностями. Это связано с тем, что они обучаются, а не учатся, у них нет деятельности, называемой «учеба». Обучение невозможно без реальной деятельности самого человека. В качестве его результата выступает побочный продукт предметной, изобразительной и игровой деятельности.
Современная психология содержит положение о том, что основные личные достижения в первые шесть-семь лет жизни можно отнести к двум видам деятельности. Они включают моделирование (игровую, изобразительную, конструктивную деятельность) и настоящую деятельность (самообслуживание).
Особенное место в развитии 6-летних детей занимает конструирование. Это продуктивная деятельность, которая направлена на создание конструкций или моделей из разных материалов. Они определяют вид конструирования.
В психологии и педагогике уже накоплен большой опыт по обучению конструированию из строительного материала. Ученые предлагают различные формы организации обучения (по образцам, моделям, условиям, теме, замыслу). Сегодня в практике педагогической деятельности начали широко использоваться и прочие виды конструирования (например, из деталей конструктора, бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др.).
Конструирование как вид деятельности дошкольника в 6 лет
Детское конструирование имеет высокий потенциал для развития дошкольника в 6-летнем возрасте. В ходе конструирования из различных материалов у такого ребенка происходит формирование обобщенных средств построения деятельности. Это дает возможность рассматривать конструирование не только в качестве средства создания конкретных изделий, но и в качестве деятельности, внутри которой развивается общая способность. Она позволяет выстраивать целостности различного типа.
Исследование уровня развития конструктивной деятельности у детей в 6-летнем возрасте предопределяет успешность этой деятельности. О ней можно говорить при соблюдении следующих условий:
Разработка системы обучения конструированию детей в возрасте 6 лет, учитывая их возрастные особенности;
- Использование в процессе обучения различных форм, методов и приемов обучения в соответствии с видом конструирования;
- Наличие условий для самостоятельной конструктивной деятельности ребенка с разными материалами.
В ходе исследования уровня развития проводится анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучаются особенности развития конструктивной деятельности, описываются средства формирования конструктивных навыков, проводится диагностический анализ навыков конструктивной деятельности у детей 6-го года жизни.
Для исследования могут быть использованы теоретические методы (анализ психологических и педагогических работ по проблеме) и эмпирические методы (например, наблюдение за деятельностью детей в свободное время и на занятиях, диагностическое обследование и др.).
Система исследования по анализу уровня развития конструктивной деятельности у детей 6-го года жизни состоит из наблюдения за проявлением конструктивной деятельности. Для этого необходима программа эксперимента. Цель наблюдения заключается в изучении и выявлении у детей старшей группы наличия развития конструктивной деятельности.
Методы исследования уровня развития конструктивной деятельности у детей
Для исследования уровня развития конструктивной деятельности можно использовать следующие методики:
- Методика Е. Г. Трошихиной «Изучение целенаправленности деятельности», на основе которой можно осуществить разработку комплекса заданий для детей старшей группы;
- Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании»;
- Методика «Изучение умения моделировать объект».
На основе данных методик разрабатываются комплексы заданий для исследования умения контролировать деятельность. Если учитывать поставленную задачу, то появляется возможность разработать дидактические игры, которые способствуют формированию и совершенствованию конструктивной деятельности детей в шестилетнем возрасте.
На основе этих комплексов заданий, предназначенных для анализа умения представлять последовательность перехода от образца к конструируемому объекту, можно исследовать развитие у ребенка мыслительных операций анализа и моделирования. Комплекс строительных конструктивных игр способствует развитию конструктивной деятельности.
Такой метод, как конструирующий эксперимент дает возможность выявить наличие развития конструктивной деятельности. После его проведения производится анализ протоколов дошкольников с распределением в соответствии с уровнями выполнения заданий. На первом уровне дети выполняют задание практически без ошибок, на последнем уровне ребенок вообще не способен справиться с заданием.
В завершение эксперимента производится подсчет количества детей, которые соответствуют каждому уровню. Экспериментаторы делают вывод о степени развития у испытуемых мыслительных операций анализа и моделирования.