Дружба — это положительные отношения между людьми, в основе которых лежит взаимная привязанность, духовная близость, общие интересы, преданность людей друг другу, полное доверие.
Подходы к представлениям о дружбе
Психология содержит положение о том, что для дружеских отношений характерен личностный характер (противоположностью, например, могут быть деловые отношения). Они основаны на добровольности и индивидуальной избирательности, чем отличаются от родства или солидарности, обусловленных принадлежностью к одной группе.
Дружба может преследовать разные цели, включая деловые, эмоциональные, рациональные и нравственные. Все это сложным образом способно переплетаться, обретая многоцелевую ориентацию. Дружба отличается от любви тем, что представляет собой отношения меду людьми одного и того же пола.
Дружба — это важный тип эмоциональной привязанности и межличностных отношений. Особенно она важна в юношеском возрасте. Очень часто мы слышим мнение, что под воздействием возрастающей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружба современных школьников становится более поверхностной и экстенсивной. Ее вытесняют приятельские отношения, в основе которых лежит общность интересов.
Во все времена дружба считалась высшей нравственной ценностью. В современных условиях принято разделять дружбу на следующие составляющие:
- Социологический аспект (дружба как социальный институт, включающий совокупность социальных норм;
- Психологический аспект (дружба как моральное чувство);
- Социально-психологический аспект (дружба как специфический вид взаимоотношений).
Проблема исследования социальных представлений школьников о дружбе актуальна, но по ней нет как таковых теоретических материалов. На современном этапе анализ дружеских отношений в основном относят к значительным переменам в обществе, влияющим на ценностные ориентации в области межличностных отношений.
Представления школьников о дружбе
В представлениях людей разного возраста дружба понимается по-разному. Она способна выступать как некоторые идеальные отношения с высокой степенью доверия. Представления зависят от большого количества факторов:
- Возраст человека,
- Пол,
- Жизненные обстоятельства,
- Социокультурные условия и др.
Поведение людей в рамках дружеских отношений может быть задано не только через эмоциональное отношение друг к другу, но с помощью социальных представлений об этих отношениях. Они приобретаются, как правило, при познании окружающего мира, а также через стиль дружеских отношений. Стиль межличностных отношений здесь способен выступать в качестве важной формы проявления социальных представлений в отношениях между людьми.
Что касается нормативных представлений о дружеских отношениях в школьном возрасте, то в них в большей степени включены представления о внешней стороне взаимоотношений. Это понимание состоит из положительного эмоционального отношения и взаимной поддержки. В реальности представления в большей степени отражают внутренние (сущностные) характеристики дружбы.
Для представлений школьников характерны определенные закономерности. Здесь заметен переход от ориентации на внешний аспект взаимодействия друзей и наблюдается ориентации на внутреннее основание дружбы. Все это проявляется через возрастное развитие дружеских отношений в школьном возрасте и дает возможность сформулировать предположение о связи между формированием нормативных представлений о дружбе и реальном опыте близких отношений со сверстниками.
Прослеживаемую связь можно подтвердить тем, что опыт трудностей в близких отношениях с другими школьниками способен отражаться в меньшей выраженности ориентации на значительные стороны дружеских отношений (примером может быть помощь для мальчиков, доверие для девочек).
В отличие от школьного возраста, в дошкольном возрасте социальные представления о дружбе нельзя связать с благополучием в близких отношениях со сверстниками. Они проявляются только в младшем школьном возрасте и развиваются к началу подросткового периода. Для последнего в целом и характерна сравнительно продолжительная история дружеских отношений.
Представления о дружбе в младшем школьном возрасте
Представления школьников о реальных дружеских отношениях не сводятся только к социальным стереотипам бесконфликтного взаимодействия. На начало школьного возраста нормы игрового взаимодействия могут оказаться уже проработанными в реальности. Младшие школьники, как правило, не наделены какой-либо избирательностью, они не видят отличия дружеских отношений от других отношений со сверстниками. Таким образом, в содержании социальных представлений о друге и дружбе предполагается, прежде всего, наличие характеристик, относящихся к совместной (игровой) деятельности и ее регуляции, взаимодействию со сверстником в игре.
На протяжении этого возраста в реальных отношениях с друзьями большую роль играет скоординированное взаимодействие в совместных действиях. Здесь в представления ребенка могут включаться характеристики, которые связаны с внутренней основой дружеских отношений. Это касается соответствующих представлений об отличиях отношений с другом от отношений с другими школьниками. Следствием этого считается требование только этих отношений.
В нормативных представлениях младшего школьника преобладающими являются характеристики, которые связаны с кооперацией в совместной деятельности (в частности, взаимопомощь). По этой причине, созданное на протяжении младшего школьного возраста и выступающее на поверхность в отношениях младших подростков представление о значении внутреннего основания в реальных отношениях с друзьями, наполняет представление о дружбе в качестве эмоционально-положительных отношений. Она включает взаимопомощь в зависимости от внутренних сущностных характеристик (доверия, взаимопонимания, эмоциональной поддержки).