Влияние людей друг на друга
Взаимное влияние людей друг на друга является неотъемлемой частью социальной жизни, которая представляет собой сложную систему взаимодействия и взаимозависимости людей.
Уже в детстве в ходе воспитания (изменения условий жизни) родители воздействуют на ребенка, у которого в результате меняется поведение (психология). Воздействие осуществляется с помощью:
- Принуждения и убеждения;
- Наказания и поощрения;
- Откровенного давления;
- Личного примера и др.
Дети также оказывают влияние на своих родителей, ведь даже при вынашивании ребенка (изменение условий жизни), у женщины меняется психология и поведение. Влияние способно затрагивать все области человеческой психики, включая установки, когниции и поведение.
Установка представляет собой ракурс восприятия определенного события, явления, человека. Она состоит из эмоциональной и оценочной части. Например, рассказывая о том, как интересно учиться в школе, у ребенка можно сформировать позитивную установку к школьной жизни. Еще один пример – во время просмотра фильма у человека сразу формируется установка, что актер, играющий роль злодея, и в жизни плохой человек.
Когниции представляют собой знания, убеждения, представления о себе и мире. Они могут стать результатом психологического влияния других людей (информации, которую они передают). Если к источнику информации есть уважение (человек, СМИ, социальный институт) и человек доверяет ему, то распространяемые им знания способны стать частью представлений об окружающем мире (принимаются на веру).
Сложнее всего поменять человеческое поведение, поскольку влияние в большей степени действует на психические процессы. Для изменения поведения воздействие должно производиться на непосредственную деятельность субъекта. Тем не менее, можно создать потребность в данном изменении, формируя систему стимулов, которые побуждают человека к определенным действиям. В любой ситуации именно «настройка» поведения будет представлять собой главную цель влияния.
Изменение психики и поведения человека под влиянием условий жизни
Все изменения характеризуются тем, что человек меняет свое поведение. Сам человек со своим поведением может сделать следующее:
- убрать какую-то черту (например, отучиться что-то делать, избавиться от какой-либо вредной привычки и др.),
- добавить (научиться что-то делать, стать кем-то),
- изменить (смена одного на другое).
В случае, если человек смог в настоящем моменте изменить свое поведение, но это относится лишь к конкретной ситуации, можно говорить о ситуативном изменении собственного поведения. Если человек меняет собственное поведение и психологию в целом, принципиально, а данное изменение продолжительно и относится к большому количеству значимых ситуаций, то говорят о самоконтроле поведения.
Человек меняется при наличии соответствующих причин такого изменения. Например, такой причиной может стать какая-либо проблема. Это характерно для человека, воспринимающего мир в негативном ключе. Перемены происходят и при наличии открывшихся возможностей в случае позитивного мировосприятия.
Мотивация на изменения может быть реактивной (по причине происшедшего, в связи с появлением чувства вины, осознания неиспользованных возможностей или совершенных ошибок) и проактивной (по причине появления планов на будущее).
Поведенческие реакции являются тем, что психологи относят, с одной стороны, к поведению, а с другой к тому, за что ответственность человека уменьшается или снижается. На каждую жизненную ситуацию разный человек будет реагировать по-разному, соответственно и изменения в поведении и психологии будут отличаться.
Социальное влияние на психологию и поведение человека
Социальное влияние осуществляется при взаимодействии конформности и внушаемости.
Конформность представляет собой подверженность людей давлению группы. В этой ситуации меняется поведение человека под воздействием других лиц, для чего характерна сознательная уступчивость человека к мнению большей части группы, что необходимо для исключения конфликтной ситуации.
Внушаемость (суггестия) является непроизвольной податливостью человека мнению другого лица или группы лиц. В этом случае человек может сам не заметить, как меняются его взгляды, поведение (это происходит искренне и как бы само собой).
Принято классифицировать личную конформность (внутреннюю конформность, усваиваемую конформную реакцию), которая представляет собой ситуацию, когда мнение человека действительно меняется под влиянием группы (он соглашается, что группа права, меняя первоначальное мнение в зависимости от ее мнения и впоследствии проявляя усвоенное поведение и мнение даже при отсутствии этой группы).
Публичная (внешняя) конформность заключается в демонстративном согласии с группой по различным основаниям (исключение конфликта, неприятностей для себя лично или для близких людей). В этом случае сохраняется собственное мнение в глубине души.
Исследования показывают, что рассматриваемые понятия (внушаемость и конформизм) в той или иной мере характерны для каждого человека с детства и до конца жизни. При этом на степень их выраженности оказывают воздействие различные факторы, включая возраст, пол, профессию, состав группы и др.
Рассмотрим несколько факторов, под влиянием которых человек может уступить группе и изменить свое поведение:
- Характеристики самого человека (возраст, пол, профессиональная деятельность и др.);
- Характеристики самой проблемы и стимульного материала;
- Размер группы.