Виды исследовательских методов
Исследовательские методы (в психологии) – это самостоятельные приемы исследования психических и психологических процессов и явлений, а также получения необходимой научной информации для установления взаимоотношений и закономерных связей в них, с целью обоснования и формирования новых психологических научных концепций.
В настоящее время разработано и применяется достаточно большое количество исследовательских методов, которые принято классифицировать на три базовые группы:
- Эмпирические методы исследования.
- Теоретические методы исследования.
- Статистические и математические методы исследования.
Исследовательские методы достаточно обширны, наиболее востребованными и популярными являются наблюдение, беседа и анкетирование.
Наблюдение – это метод, который используется в психологии с целью исследования определенного предмета или явления в естественной для него среде.
Данный метод является одним из наиболее простых в организации, так как не требует дополнительного оборудования или овладения исследователем специальных знаний. Основным требованием является беспристрастная регистрация происходящих событий, явлений и процессов. Наблюдатель вносит их в специальный бланк, который в последующем подвергается качественному и количественному анализу.
Для того, чтобы сведения, полученные в ходе наблюдения были достоверными и точными, необходимо:
- предварительно составить план проведения наблюдения всех объектов, явлений и процессов;
- сформулировать цель и задачи
- определить метод регистрации наблюдаемого;
- определить порядок обработки и интерпретации полученных данных.
Наблюдение бывает следующих видов:
- Включенное наблюдение – это наблюдение, в ходе которого исследователь сам становится членом группы, которая подвергается наблюдению.
- Невключенное наблюдение – это наблюдение, которое исследователь проводит со стороны.
- Открытое наблюдение – это наблюдение, при котором испытуемые знают о проводимом исследовании.
- Закрытое наблюдение – это наблюдение, когда испытуемые не знают о том, что проводится исследование.
- Сплошное наблюдение – наблюдению подвергаются вся группа, все происходящие в ней явления и процессы.
- Частичное наблюдение – это наблюдение, при котором исследованию подвергается конкретный член группы, либо определенное явление или процесс.
Таким образом, наблюдение представляет собой один из наиболее простых и доступных исследовательских методов, ввиду чего он пользуется популярностью среди исследователей.
Беседа – это один из исследовательских методов, который представляет собой заранее запланированный разговор, имеющий список вопросов, но при этом протекающий в свободной форме.
Беседа может быть использована как самостоятельный и как вспомогательный метод. Ввиду того, что беседа проходит в свободной форме, зачастую ответы испытуемого никто не регистрирует. Беседы может быть нескольких видов, одним из наиболее распространенных и часто используемых в психологии является интервьюирование.
Анкетирование - это метод, который представляет собой коллективный сбор материала посредством специально разработанной анкеты, включающей в себя перечень вопросов по теме исследования.
Ответы на анкету могут даваться как устно, так и письменно. В отличие от беседы и интервью проводятся при непосредственном общении, то анкетирование напротив, проходит в виде заочного выборочного опроса.
Исследовательский эксперимент
Центральное место в психологических исследованиях занимает эксперимент.
Эксперимент – это один из методов исследования, целью которого является установление причинно-следственных связей в психологических и психических явлениях, процессах и событиях.
Исследовательский эксперимент подразумевает моделирование определенной ситуации или деятельности, в ходе которой испытуемый должен принимать активное участие, проявляя своим психические и психологические качества.
Эксперименты могут быть двух видов:
- Лабораторный эксперимент – это эксперимент, который организуется и проводится в искусственно созданных условиях.
- Естественный эксперимент – это эксперимент, который проводится в естественных условиях.
Кроме того, эксперимент принято делить на:
- Констатирующий – направлен на установление действительного состояния исследуемого объекта (уровень знаний, памяти, внимания и т.д.).
- Преобразующий – направлен на целенаправленную организацию деятельности, с целью изменения исследуемом процессе, явлении или событии.
- Контрольный – направлен на отслеживание динамики изменений.
Сложность организации и проведения эксперимента состоит в том, что исследователь должен в полной мере владеть техникой его проведения (организовать, провести, зафиксировать результаты и обработать их).
Понятие эмпирических данных
Эмпирические данные – это информация, которая получается в ходе проведения эксперимента, с целью подтверждения или опровержения определенного утверждения (гипотезы).
С точки зрения эмпиризма, истина может быть подтверждена только посредством точных эмпирических данных, полученных в ходе проведенного исследования.
Основным источником эмпирических данных является чувственное восприятие. К иным источникам относятся показания других людей и память, что в итоге все-таки косвенно сводится к чувственному восприятию.
В науке эмпирические данные требуются для того, чтобы гипотеза получила признание научного сообщества. Как правило, такое признание достигается благодаря тщательному планированию экспериментов, рецензированию, воспроизведению результатов, презентации результатов на конференциях и публикациям в научных журналах.
Утверждения, основанные на эмпирических данных, часто называют апостериорными, то есть вытекающими из опыта, в отличие от априорных — предшествующих ему.