Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследование успешности как характеристики личности ребенка

Успешность и её формирование

Определение 1

Успешность – это социальное качество личности, которое отражает степень усвоения этой личностью системы современных общественных норм, обычаев, ценностей.

Что касается школьников, то, успешность является интегративной общественно и личностно признанной его социально-педагогической характеристикой.

Слово «успех» словарь русского языка С.И. Ожегова рассматривает в трех значениях – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе, общественной деятельности.

Если говорить об успешности с точки зрения педагогического аспекта, то она понимается как качество личности, достигнувшей успеха в процессе обучения и воспитания. Например, успех ребенка в учении или педагога в воспитании и обучении, это может быть успех родителей в воспитании своего ребенка.

Успешность воспитания и обучения применительно к учащимся говорит о достижениях ребенка в учебе и признание его со стороны педагогов, родителей, одноклассников.

Успешность участников в педагогическом процессе взаимосвязана, поэтому необходимо рассматривать и успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка.

Важнейшие институты и источники социализации, которые являются социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания, должны комплексно учитываться в педагогическом процессе. Например, семья, коллектив педагогов, коллектив одноклассников, сверстников, социальное окружение, взаимодействие и взаимовлияние которых реализуется в конкретной ситуации успеха или неуспеха школьника.

Начальная школа формирует установки и обеспечивает условия для того, чтобы ребенок смог достичь успеха в учении, преодолел комплексы и страхи, а основным средством для этого является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младших школьников.

Успешный школьник имеет такие черты:

«Исследование успешности как характеристики личности ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • высокую мотивацию и интерес к учению, сформированные знания, умения и навыки, и творческий подход к их усвоению, прилежание;
  • любознательность и заинтересованность во всех школьных мероприятиях;
  • адекватную самооценку и положительный статус в своем коллективе;
  • умение объективно оценивать работу других детей и результаты своей деятельности;
  • умение переживать неудачи и радоваться достижениям;
  • умение понимать мотивы поступков окружающих и способность к самоанализу.

При взаимодействии всех участников образовательного процесса обеспечиваются условия успешности обучения.

Перед школьной социально-педагогической службой стоят следующие задачи:

  • донести значимость успешности начального этапа обучения до взрослых участников образовательного процесса;
  • направить усилия всех участников образовательного процесса на воспитание у ребенка жизнелюбия, оптимизма, умения быть счастливым;
  • для достижения успехов в учебно-воспитательном процессе, оценивать реальные и потенциальные возможности ребенка, семьи и школы.

На смену традиционной педагогической парадигме «учитель-ученик» пришла более сложная схема, центром взаимодействия которой становится сам ученик.

В жизни успеха достигает тот человек, кто хорошо понял три вещи – во-первых, жизнь человека, круг его общения формируют мысли, дела и поступки, во-вторых, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и, в-третьих, успешность – это личное, субъективное отношение к происходящему и его оценка.

Критерии учебной успешности младших школьников

Результативность любой педагогической системы определяется успешным её освоением школьниками. Воспитание творческого человека, готового к непрерывному образованию возможно только с учетом его успешности в обучении. Учебная успешность закладывается в начальной школе и является основой дальнейшего саморазвития и становления личности.

Определение учебной успешности младших школьников сегодня очень актуально и перед школьным учителем такие вопросы, как определить успешность ученика и по каким критериям оценить эту успешность, возникают по-прежнему.

Работы современных исследователей рассматривают учебную успешность в совокупности педагогической, психологической, социальной составляющей.

Педагогическая составляющая отражает соответствие достижений требованиям образовательной программы, выраженной в успеваемости. Что касается психологической составляющей, то она показывает, насколько ученик удовлетворен учебной деятельностью и её результатами.

Социальная составляющая в рамках учебной деятельности определяет особенности взаимодействия ребенка с окружающими.

Отсюда следует, что учебная успешность есть обобщенная оценка эффективности результата деятельности школьника по усвоению знаний, умений, навыков, ценностей, которые помогают раскрыться умственным возможностям и позитивному отношению к учебной деятельности.

Современная научная литература имеет различные точки зрения на определение критериев учебной успешности. Например, модель успешного обучения в школе М.Я. Адамского, в качестве фактора успешности называет личные успехи в учебной деятельности и удовлетворенность ученика этой деятельностью и её результатами, а также признание этих успехов учителем.

Л.Е. Шубина рассматривает успешность учебно-познавательной деятельности как показатель эффективности учебного процесса. Эффективность она определяет критериями – критерий знания и понимания учебного материала, критерий использования знаний при решении разных задач, критерий самостоятельности, личностного отношений школьника к изучаемому предмету, критерий личной удовлетворенности результатами учебно-познавательной деятельности.

В работе, посвященной обучению и воспитанию младших школьников, О.Я. Яшнова выделяет характеристики успешной личности – это высокий уровень мотивации, прилежание, интерес к учению, любознательность, сформированность знаний и умений, адекватная самооценка своих результатов, умение сопереживать другим и радоваться их успехам, наличие положительного статуса в классном коллективе.

Е.А. Ширяев в своем исследовании разработал собственную модель успешности обучения и выделил в ней когнитивный, социально-психологический, мотивационный, эмоционально-волевой критерии.

Когнитивный критерий подразумевает участие ученика в разных конкурсах, олимпиадах, конференциях и его успеваемость по предметам.

Социально-психологический критерий подразумевает самооценку, взаимоотношения в классе и в семье, положение ученика в коллективе.

Мотивационный показывает, насколько ученик мотивирован к учебной деятельности, а эмоционально-волевой показывает отношение к обучению в школе и уровень тревожности.

Замечание 1

Анализируя литературу по этому вопросу можно сделать общий вывод – главным критерием успешности обучения является умение ученика достигать наибольших результатов с минимальными энергетическими затратами.

Успешность обучения младшего школьника

Если ещё в школе ребенок сумеет добиться успеха, то у него есть все шансы на успех в жизни. Успех – это 99% труда и только 1% везения.

Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение.

Все успехи и неудачи учебной деятельности имеют общественное значение и оказывают влияние на школьную жизнь ребенка.

При неудачах в напряженном состоянии находится его нервная система, а если это состояние продолжается длительное время, то может развиться дидактогения, т.е. детский невроз на почве школьных неуспехов.

В начальной школе есть закон – школьники младшего звена должны учиться на успехе. Но, дети приходят в школу не все подготовленные, поэтому с началом обучения у них возникают специфические реакции – страхи, истерики, срывы, слезливость, заторможенность.

Они боятся выходить к доске для ответа, боятся оказаться неуспешными и несостоятельными. В результате недостаточности знаний и слабом усвоении учебного материала появляется негативное отношение к учебе.

У каждого ребенка свои собственные причины недостаточной успешности учения, поэтому дополнительные занятия, как правило, малоэффективны, поскольку направлены на устранение следствий, а не причин.

Например, у ребенка проблема с подбором проверочных слов на правописание проверяемых безударных гласных. Причинами этой проблемы будет низкий уровень развития произвольности, несформированность самоконтроля, умения работать по плану, недостаточность словарного запаса.

Или такая проблема – ребенок не понимает задание. Причины этой проблемы кроются в слабой концентрации внимания, низком уровне восприятия и произвольности, неумение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Успешными обычно бывают творческие личности, для которых характерна целеустремленность, коммуникативность, здоровье, работоспособность, результативность, воля и умение планировать свою деятельность.

Оказать помощь ребенку в решении этих проблем может взрослый, поддерживающий познавательный интерес ребенка и которому ребенок доверяет. Эту возможность в школе ребенок получает дозировано, а семья должна пробудить интерес ребенка для целенаправленного развития.

Дата последнего обновления статьи: 15.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot