Успешность и её формирование
Успешность – это социальное качество личности, которое отражает степень усвоения этой личностью системы современных общественных норм, обычаев, ценностей.
Что касается школьников, то, успешность является интегративной общественно и личностно признанной его социально-педагогической характеристикой.
Слово «успех» словарь русского языка С.И. Ожегова рассматривает в трех значениях – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе, общественной деятельности.
Если говорить об успешности с точки зрения педагогического аспекта, то она понимается как качество личности, достигнувшей успеха в процессе обучения и воспитания. Например, успех ребенка в учении или педагога в воспитании и обучении, это может быть успех родителей в воспитании своего ребенка.
Успешность воспитания и обучения применительно к учащимся говорит о достижениях ребенка в учебе и признание его со стороны педагогов, родителей, одноклассников.
Успешность участников в педагогическом процессе взаимосвязана, поэтому необходимо рассматривать и успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка.
Важнейшие институты и источники социализации, которые являются социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания, должны комплексно учитываться в педагогическом процессе. Например, семья, коллектив педагогов, коллектив одноклассников, сверстников, социальное окружение, взаимодействие и взаимовлияние которых реализуется в конкретной ситуации успеха или неуспеха школьника.
Начальная школа формирует установки и обеспечивает условия для того, чтобы ребенок смог достичь успеха в учении, преодолел комплексы и страхи, а основным средством для этого является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младших школьников.
Успешный школьник имеет такие черты:
- высокую мотивацию и интерес к учению, сформированные знания, умения и навыки, и творческий подход к их усвоению, прилежание;
- любознательность и заинтересованность во всех школьных мероприятиях;
- адекватную самооценку и положительный статус в своем коллективе;
- умение объективно оценивать работу других детей и результаты своей деятельности;
- умение переживать неудачи и радоваться достижениям;
- умение понимать мотивы поступков окружающих и способность к самоанализу.
При взаимодействии всех участников образовательного процесса обеспечиваются условия успешности обучения.
Перед школьной социально-педагогической службой стоят следующие задачи:
- донести значимость успешности начального этапа обучения до взрослых участников образовательного процесса;
- направить усилия всех участников образовательного процесса на воспитание у ребенка жизнелюбия, оптимизма, умения быть счастливым;
- для достижения успехов в учебно-воспитательном процессе, оценивать реальные и потенциальные возможности ребенка, семьи и школы.
На смену традиционной педагогической парадигме «учитель-ученик» пришла более сложная схема, центром взаимодействия которой становится сам ученик.
В жизни успеха достигает тот человек, кто хорошо понял три вещи – во-первых, жизнь человека, круг его общения формируют мысли, дела и поступки, во-вторых, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и, в-третьих, успешность – это личное, субъективное отношение к происходящему и его оценка.
Критерии учебной успешности младших школьников
Результативность любой педагогической системы определяется успешным её освоением школьниками. Воспитание творческого человека, готового к непрерывному образованию возможно только с учетом его успешности в обучении. Учебная успешность закладывается в начальной школе и является основой дальнейшего саморазвития и становления личности.
Определение учебной успешности младших школьников сегодня очень актуально и перед школьным учителем такие вопросы, как определить успешность ученика и по каким критериям оценить эту успешность, возникают по-прежнему.
Работы современных исследователей рассматривают учебную успешность в совокупности педагогической, психологической, социальной составляющей.
Педагогическая составляющая отражает соответствие достижений требованиям образовательной программы, выраженной в успеваемости. Что касается психологической составляющей, то она показывает, насколько ученик удовлетворен учебной деятельностью и её результатами.
Социальная составляющая в рамках учебной деятельности определяет особенности взаимодействия ребенка с окружающими.
Отсюда следует, что учебная успешность есть обобщенная оценка эффективности результата деятельности школьника по усвоению знаний, умений, навыков, ценностей, которые помогают раскрыться умственным возможностям и позитивному отношению к учебной деятельности.
Современная научная литература имеет различные точки зрения на определение критериев учебной успешности. Например, модель успешного обучения в школе М.Я. Адамского, в качестве фактора успешности называет личные успехи в учебной деятельности и удовлетворенность ученика этой деятельностью и её результатами, а также признание этих успехов учителем.
Л.Е. Шубина рассматривает успешность учебно-познавательной деятельности как показатель эффективности учебного процесса. Эффективность она определяет критериями – критерий знания и понимания учебного материала, критерий использования знаний при решении разных задач, критерий самостоятельности, личностного отношений школьника к изучаемому предмету, критерий личной удовлетворенности результатами учебно-познавательной деятельности.
В работе, посвященной обучению и воспитанию младших школьников, О.Я. Яшнова выделяет характеристики успешной личности – это высокий уровень мотивации, прилежание, интерес к учению, любознательность, сформированность знаний и умений, адекватная самооценка своих результатов, умение сопереживать другим и радоваться их успехам, наличие положительного статуса в классном коллективе.
Е.А. Ширяев в своем исследовании разработал собственную модель успешности обучения и выделил в ней когнитивный, социально-психологический, мотивационный, эмоционально-волевой критерии.
Когнитивный критерий подразумевает участие ученика в разных конкурсах, олимпиадах, конференциях и его успеваемость по предметам.
Социально-психологический критерий подразумевает самооценку, взаимоотношения в классе и в семье, положение ученика в коллективе.
Мотивационный показывает, насколько ученик мотивирован к учебной деятельности, а эмоционально-волевой показывает отношение к обучению в школе и уровень тревожности.
Анализируя литературу по этому вопросу можно сделать общий вывод – главным критерием успешности обучения является умение ученика достигать наибольших результатов с минимальными энергетическими затратами.
Успешность обучения младшего школьника
Если ещё в школе ребенок сумеет добиться успеха, то у него есть все шансы на успех в жизни. Успех – это 99% труда и только 1% везения.
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение.
Все успехи и неудачи учебной деятельности имеют общественное значение и оказывают влияние на школьную жизнь ребенка.
При неудачах в напряженном состоянии находится его нервная система, а если это состояние продолжается длительное время, то может развиться дидактогения, т.е. детский невроз на почве школьных неуспехов.
В начальной школе есть закон – школьники младшего звена должны учиться на успехе. Но, дети приходят в школу не все подготовленные, поэтому с началом обучения у них возникают специфические реакции – страхи, истерики, срывы, слезливость, заторможенность.
Они боятся выходить к доске для ответа, боятся оказаться неуспешными и несостоятельными. В результате недостаточности знаний и слабом усвоении учебного материала появляется негативное отношение к учебе.
У каждого ребенка свои собственные причины недостаточной успешности учения, поэтому дополнительные занятия, как правило, малоэффективны, поскольку направлены на устранение следствий, а не причин.
Например, у ребенка проблема с подбором проверочных слов на правописание проверяемых безударных гласных. Причинами этой проблемы будет низкий уровень развития произвольности, несформированность самоконтроля, умения работать по плану, недостаточность словарного запаса.
Или такая проблема – ребенок не понимает задание. Причины этой проблемы кроются в слабой концентрации внимания, низком уровне восприятия и произвольности, неумение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Успешными обычно бывают творческие личности, для которых характерна целеустремленность, коммуникативность, здоровье, работоспособность, результативность, воля и умение планировать свою деятельность.
Оказать помощь ребенку в решении этих проблем может взрослый, поддерживающий познавательный интерес ребенка и которому ребенок доверяет. Эту возможность в школе ребенок получает дозировано, а семья должна пробудить интерес ребенка для целенаправленного развития.