Сущность девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение – это совершение поступков и действий, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся нормам и правилам в конкретном обществе или группе.
Девиантное поведения является результатом не правильного воспитания и развития личности. Основной период его проявления – это подростковый возраст.
Ведущими причинами возникновения девиантного поведения являются:
- Низкий уровень интеллектуального развития.
- Негативное влияние на личность ребенка со стороны близкого окружения (родители, друзья и т.д.).
- Сбои в процессе социализации.
- Недостаточная развитость навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими людьми.
В настоящее время масштабы проявления девиантного поведения среди подростков довольно широки. Связано это с происходящими социальными и экономическими изменениями в стране
Основные формы девиантного поведения среди подростков: пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Разнообразие форм девиантного поведения указывает на то, что существует реальная проблема противостояния личностных и общественных интересов. Проявление девиантного поведения подростками представляет собой попытку уйти от повседневных жизненных проблем, преодолеть собственное состояние неуверенности и напряжения посредством определенных компенсаторных форм.
С точки зрения психологии, выделяют два вида девиации:
- Положительная девиация - это поведение, которое хоть и отклоняется от общепризнанных норм, но все же не вызывает у окружающих сильного осуждения или неодобрения. В основном положительная девиация проявляется в период адаптации к новому месту, новым людям и условиям.
- Отрицательная девиация – это поведение, действия и поступки, которые вызывают у окружающих реакцию осуждения или неодобрения (например, вандализм, терроризм, воровство, обман, предательство и т.д.).
Основные группы девиантного поведения:
- Девиантное поведения, которое вызвано отклонениями в психическом здоровье и наличии скрытой или явной психопатологии. К данной группе относятся шизоиды, астеники, эпилептилоиды и т.п.
- Девиантное поведение, которое характеризуется отклонением от социально-культурных норм, в особенности от правовых. К данной группе относятся личности, которые совершают преступления или правонарушения.
Виды социальных отклонений, проявляющихся в форме девиантного поведения
Основные виды социальных отклонений у подростков, проявляющихся в форме девиантного поведения:
Групповые и индивидуальные отклонения:
- Индивидуальные отклонения – поведение и поступки подростка не подчиняются правилам и нормам коллектива, группы или общества в целом.
- Групповые отклонения – это отклонения, которые характерны в рамках определенной доминантной группы, когда подросток должен существовать в ней, но он стремится из нее выйти всеми возможными способами (например, ребенок не хочет жить в семье, он стремится к бродяжничеству).
Психические и культурные отклонения:
- Культурные отклонения – это отклонения от норм и правил определенной социальной общности.
- Психические отклонения – это отклонения от норм личностной организации, которые связаны с разнообразными психическими расстройствами.
Первичные и вторичные отклонения:
- Первичные отклонения – это тип девиантного поведения, которое не представляет опасности или угрозы для других членов общества.
- Вторичные отклонения – это отклонения от правил и норм, которые несут в себе определенную угрозу, как отдельным личностям, так и всему социуму.
Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения:
- Культурно одобряемые отклонения – это отклонения, которым дана оценка с точки зрения культуры, принятой в конкретном обществе.
- Культурно осуждаемые отклонения – это отклонения, которые проявляются в форме нарушения нравственных законов и норм в обществе, строго осуждаются членами общества и подлежат строгому наказанию.
Характеристика социально-пассивного типа девиантного поведения у подростков
Социально-пассивный тип девиантного поведения – это отклонения в поведении, действии и поступках подростка, которые выражаются в стремлении к отказу от активной жизненной позиции, уклонения от исполнения своего гражданского долга и обязанностей, отсутствие стремления самостоятельно решать свои проблемы.
Социально-пассивный тип девиантного поведения проявляется в уклонении от работы и учебы, бродяжничестве, употреблении алкоголя и наркотиков, токсических средств. Крайней формой данного типа девиантного поведения является суицид.
Особо распространенной является такая форма социально-пассивного отклонения как употребление токсических средств и наркотиков, что приводит к быстрому и необратимому разрушению организма и психики подростка. В связи с чем, зарубежные исследовали назвали данный тип отклонения «саморазрушающим поведением».
В зависимости от силы и глубины деформации процесса социализации у подростка, социально-пассивный тип девиантного поведения у подростков имеет две стадии:
- Педагогическая запущенность. Несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Высоким остается стремление получить профессию и трудиться. Кроме того, для подростка сохраняется значимость мнения окружающих людей.
- Социальная запущенность. Наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и «красивой» жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.