Понятие и признаки девиантного поведения у студентов
Девиантное поведение – это поведение, действие и поступки, противоречащие общепризнанным социальным нормам и правилам.
Основными видами девиантного поведения являются: алкоголизм, наркомания и преступность. Данные виды девиантного поведения представляют собой реальную угрозу устойчивому и безопасному развитию современному социуму.
В настоящее время проблема исследования причин возникновения девиантного поведения среди студентов является одной из наиболее актуальных и востребованных. Связано это с тем, что студенческие годы приходятся на достаточно сложный в психологическом плане возрастной период, а именно подростковый и юношеский. Данные возрастные периоды являются своеобразными «группами риска».
Как показывает статистика, на современном этапе отмечается рост девиантного поведения студентов, особенно студентов первых курсов. Это связано в первую очередь с зависимостью от происходящих социальных и экономических изменений в стране.
Проблема девиантного поведения среди студентов настолько широка, что уже перестает быть психолого-педагогической, так как по своим масштабам выходит на социальный уровень.
Основные причины возникновения и развития девиантного поведения у студентов являются:
- Воспитание в неблагополучной семье.
- Негативный стиль детско-родительских и семейных взаимоотношений.
- Отсутствие воспитания навыков самостоятельности, самообслуживания и коммуникативных компетенций в условиях семьи.
- Генетическая склонность к девиантному поведению (алкоголизм, наркомания и т.д.).
Характерные признаки проявления девиантного поведения у студентов:
- агрессия и агрессивность;
- вызов обществу и отдельным людям;
- систематическое и самовольное отклонение от учебной деятельности;
- систематический уход из дома и бродяжничество;
- нарушение учебной дисциплины и правил проживания в студенческом общежитии;
- пьянство и алкоголизм, наркотизация;
- разнообразные асоциальные поступки и действия;
- суицидальные наклонности и попытки совершения суицида.
Необходимость развития коммуникативной компетенции у студентов
В настоящее время к личности человека предъявляются достаточно высокие требования. В первую очередь человек должен обладать креативностью и уметь решать разнообразные творческие задачи. Для этого необходимо овладеть коммуникативными компетентностями, так как большинство задач и вопросов решается в процессе общения.
Коммуникативная компетентность – это овладение различными видами речевой деятельности, основами письменной и устной речи, умениями и навыками использования языка в разнообразных ситуациях общения и сферах деятельности человека.
Современные студенты слабо владеют коммуникативными навыками и у них в недостаточной мере развиты коммуникативные компетенции, связано это с рядом причин:
- Снижение «живого общения» между подростками и повышение общения посредством сети Интернет, мобильной связи и т.д.
- Снижение интереса к чтению, что оказывает влияние на рост общей безграмотности подрастающего поколения.
- Низкий уровень общения в кругу семьи.
- Злоупотребление тестированием в качестве проверки знаний студентов и минимизация устных ответов.
- Разнообразные психологические и личностные барьеры (застенчивость, низкая эмоциональная регуляция, темперамент, наличие стереотипов и т.п.).
Процесс формирования коммуникативной компетенции у студентов представляет собой одно из важнейших направлений деятельности преподавателей.
Таким образом, коммуникативные компетенции студентов представляют собой специфическую форму взаимодействия и самостоятельную часть общения субъектов.
Взаимосвязь развитости коммуникативных компетенций студентов и развития у них девиантного поведения
Одним из основных факторов развития подростка является взаимодействие с окружающими людьми. Особую значимость имеет общение со сверстниками, так как именно в его процессе происходят новообразования в личности подростка (студента). Однако, в данном возрасте коммуникативные навыки не развиты еще должным образом, поэтому потребность во взаимодействии с людьми не может быть реализована в полной мере.
Осознавая не полноценность развития коммуникативных навыков и компетенций, студент испытывает страх, что может быть отвергнут или не понят другими людьми
В случае, если студент обладает высоким уровнем потребностей к взаимодействию со сверстниками и не удовлетворяет данную потребность в полной мере, из-за страха быть отвергнутым, то у него может постепенно отмечаться склонность к подросткам с девиантным поведением, либо подражание девиантному поведению. Это связано с тем, что личности с девиантным поведением взаимодействуют друг с другом без учета общепризнанных норм и правил, то есть процесс общения у них несколько легче, чем установлено в обществе. Стремление к взаимодействию со сверстниками в итоге приводит к тому, что студент готов даже пренебречь правилами и нормами.
Проблемами девиантного поведения среди студентов, вследствие недостаточного развития у них коммуникативных компетенций, в настоящее время занимаются в основном узкие специалисты. Суть их работы заключается в выявлении основных причин девиантного поведения и недостаточной развитости коммуникативных компетенций, и последующей разработке коррекционной программы.
Вопрос девиантного поведения у студентов является актуальным и для системы образования, так как проблема стратегий методов и форм профилактики девиантного поведения требует поиска новых социально-психологических факторов, влияющих на их эффективность. Тем более что разновидность девиаций неуклонно растет и вовлечение в них студентов (подростков) тоже.