Арт-терапия — это направление психотерапии, в основе которого лежат занятия клиентов (пациентов) изобразительным искусством и другими видами творчества. Это направление рассматривается в качестве ответвления так называемой психотерапии искусством.
Особенности применения арт-терапии в сфере образования
Арт-терапия — это одно из направлений психотерапии искусством (expressive arts therapies). Она входит в ее состав вместе с музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией и др.
Основной целью арт-терапии является гармонизация развития личности с помощью развития способностей в области самовыражения и самопознания. После использования занятий арт-терапией, человек начинаете чувствовать гармонию не только с окружающим миром, но и с самим собой. Он начинает осознавать собственный жизненный путь, смотрит на события прошлого с другого ракурса. Как правило, при прохождении терапии у человека появляется видение о том, куда нужно двигаться и в чем развиваться.
Занятия арт-терапией чаще всего используются в дошкольной и школьной работе. Тем не менее, они показаны для любых участников образовательного процесса, включая педагогов и студентов.
Арт-терапия состоит из нескольких направлений психологической работы. Все они связаны с творческим началом и включают:
- Изотерапию,
- Цветотерапию,
- Фототерапию,
- Сказкотерапию,
- Терапию музыкой,
- Коллажирование.
Эти направления помогают раскрыть внутренний потенциал человека, имеющий множество граней. Одновременно с этим они способны помочь бороться со множеством серьезных психологических проблем (например, тревожность, внутренний конфликт, страх). С помощью психологии творчества студенты могут погружаться в мир, где не требуются определенные рамки и границы, где можно стать спокойней и обрести веру в себя.
Таким образом, арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии. В ее основе лежит искусство, включая изобразительную и творческую деятельность.
Арт-терапия в работе со студентами
В современном образовательном пространстве нарастает с каждым годом интерес к арт-терапии. Ее начинают активно развивать как за границей, так и в России. Как правило, арт-технологии в образовании становятся основной диагностики, коррекции и психотерапии обучающихся.
Что касается работы со студентами, то средства арт-терапии сегодня применяются широко в образовательном процессе на всех ступенях обучения. В работе со студентами очень важно пользоваться гибкими формами психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет студентам возможность проиграть, пережить, осознать определенную ситуацию, которая способствовала наступлению их тревожности.
Специалист, проводящий работу с определенным студентом, должен учитывать его индивидуальность. Все студенты разные, поэтому причины их тревожности также будут отличаться. Арт-терапевтические инструменты дают возможность погрузиться в проблему тревожности в той степени, в которой студент будет готов к ее переживанию. Сам учащийся заочного отделения, как правило, даже может не осознавать того, что с ним происходит.
Для работы со студентами заочных отделений можно использовать индивидуальные и групповые формы работы. Отмечено, что самый большой эффект предполагает работа в группе. Например, ведущий тренинга может предложить создать индивидуальные работы в группе, а также в дальнейшем объединиться и сделать общую работу. Каждый студент должен вложить в данную работу что-то собственное, важное именно для него. Работы, которые человек смастерит из бумаги, природного материала и других инструментов арт-терапии, можно унести домой. Там они каждый день будут напоминать о проделанной работе.
В отношении студентов методы групповой арт-терапии чаще всего обладают определенными преимуществами перед индивидуальной работой. Тренинг даст возможность участникам самостоятельно контролировать степень, в которой они могут проявлять доверие окружающим. То, что студенты смогут поделиться собственными переживаниями и мыслями в отношении ближайшей сессии, обеспечит их большую психологическую защищенность. Это связано с тем, что у студентов общая проблема и решая ее совместными усилиями можно получить синергетический эффект.
Помимо этого, в отличие от индивидуальной работы, терапия в условиях арт-терапевтической группы способна дать студентам большее ощущение независимости. Это удовлетворит их потребности в самостоятельности и защите своего личного пространства.
Средства арт-терапии, применяемые для снижения тревожности студентов
Арт-терапия успешно может применяться не только в работе с детьми. Высокую эффективность она продемонстрировала также в работе со студентами заочного и очного отделения. Поскольку у студентов заочного отделения более высокий уровень тревожности (особенно во время сессий), то им особенно показана арт-терапия.
Современные арт-терапевты, работая с тревожностью студентов заочных отделений, берут за основу множество методов. Они включают рисование карандашами, красками, мелом, лепку из теста, глины, пластилина, выполнение оригами, песочные игры. Любой метод содержит в своем составе еще большее количество техник, подбираемых терапевтом в соответствии с особенностями человека.
Цели арт-терапии при работе с тревожными студентами-заочниками включают:
- Устранение чувства страха и агрессии, определение приемлемого выхода негативным чувствам (действия с картинками и другими средствами арт-терапии позволят легко разрядить напряжение и выпустить «пар»);
- Облегчение процесса терапии (выражение неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний через зрительные образы проще, чем их высказывание в процессе вербальной коррекции);
- Получение материала для интерпретации и диагностики;
- Проработка мыслей и чувств, которые студент подавляет;
- Развитие чувства внутреннего контроля и др.