Интуиция — это сложное феноменальное явление, характерное для психической деятельности человека. Феномен имеет большое значение в творчестве, выступая одним из индивидуально-психологических свойств личности.
Подходы к понятию «интуиция»
Интуиция как психологический процесс представляет собой своеобразную способность постигать истину с помощью непосредственного ее усмотрения. Здесь не предусмотрено обоснование через доказательства. Наряду с этим, интуиция имеет тесную связь со следующими психическими процессами: память, мышление (в первую очередь, образное воображение).
Интуиция играет большую роль в творческой деятельности. Особенно важна она для момента зарождения замысла и его последующей разработки. Феномен издревле трактовался в качестве самопроизвольной силы или действия «подсознательного».
Сегодня многие писатели, художники, музыканты и актеры признали огромное значение интуиции в творчестве. Советскими исследователями художественная интуиция рассматривалась в качестве одной из сторон таланта или одаренности. Специальная литература по физиологии и психологии содержит множество исследований, позволяющих с точки зрения диалектического материализма дать объяснение сущности этого феномена.
Основа правильного, материалистического понимания интуиции была дана в теории мышления И. М. Сеченова, учении И. П. Павлова о ВНД. Не менее важными здесь являются и исследования Б. М. Теплова.
Так, Павлов объяснял интуитивный процесс как действие следов от прошлых впечатлений, «динамический стереотип». Психологом Тепловым феномен объяснялся с позиции логики или теории познания. Интуиция по мнению автора не представляет собой особый путь познания, который можно поставить в один ряд с ощущением и мышлением.
С позиции психологических школ интуиция является качественно своеобразным процессом, который отличается от развернутых процессов логического мышления не только через скорость протекания. В соответствии с положениями логики интуиция представляет собой «быстро сделанный расчет», но при известной скорости своего течения мыслительный процесс уже может стать другим, приобретая новые качества и осуществляясь посредством других психологических механизмов.
Виды и особенности интуиции как психологического процесса
Интуиция представлена способностью человеческого сознания внезапно и с интенсивной эмоциональной напряженностью принять на основании прошлого опыта необходимые решения. Человек может даже отчетливо не осознавать промежуточные звенья данного процесса. Чаще всего психологами выделяется несколько типов (видов) интуиции:
- Непосредственная (мгновенная) оценка и определение воспринимаемых объектов (например, чувство стиля, языка, типичности и др.);
- Решение задач творческого характера (создание художественных произведений);
- Отдельные случаи интуитивных решений, где результат может получаться резко противоположным тому, что задумал автор.
Среди особенностей интуитивных процессов следует выделить отсутствие рассуждений, усилий и затруднений, непосредственность, наличие чувства уверенности в правильном результате, разумность процесса и его взаимосвязь с решением новых задач.
Чаще всего процесс интуиции характеризуется быстротой, а в некоторых случаях мгновенностью протекания. Это особенно может броситься в глаза в ходе оценки воспринимаемых предметов (например, чувство стиля). Такая характеристика интуитивных процессов сегодня считается бесспорной.
Исследования аспектов интуиции, которые проводила советский психолог О. И. Никифорова, дали подтверждение, что интуиция является решением сознательно поставленной задачи. Она отличается от прочих сознательных актов своим качеством. Здесь решение задач происходит не через логическое, а с помощью образного мышления, где уже находит отражение работа логического мышления.
Интуиция как процесс в рамках творчества
В соответствии с теорией «установки» и учитывая то, что творческую деятельность, как правило, делят на 4 основные сменяющие друг друга стадии, (подготовка, инкубация, озарение, обоснование), интуицию принято рассматривать как один из моментов творческой деятельности.
Кармин А. С. отмечал, что для первой и четвертой стадии присущи в большей степени осознанные процессы, а для второй и третьей стадии больше характерны неосознанные процессы. Ученый показал, что оба типа процессов имеют в основе бессознательно созданную систему установок, которая определяет характер психической деятельности в течение всего процесса решения творческих задач.
На основе общей творческой установки начинают действовать частные установки, способные определять направление творческого поиска, который осуществляется через наличие определенного запаса знаний и соответствующих новых идей.
Идеи и знания являются лишь необходимым, но не всегда достаточным условием для интуитивного решения задач. Здесь больше требуется контакт между имеющейся и получаемой информацией и идеей, который может и не произойти. Такой контакт может быть приближен направляющими установками, использующимися творческими личностями бессознательно. Установки действуют как стремление к определенному ходу мысли и ассоциациям, применению разных методов и информации.
Степень результативности направляющих установок может зависеть также от индивидуальных особенностей творческих людей и от условий, где такие лица должны решать задачи. В период творческого процесса, когда происходит выработка установки для решения определенной задачи (стадия инкубации), осуществление мыслительных операций происходит как бы автоматически, машинально и неосознанно.
Интуиция работает как способ отражения объективной реальности, поэтому можно выделить пути ее развития:
- Развитие биологических качеств организма и мышления,
- Совершенствование наблюдательности,
- Увеличение емкости и мобильности памяти,
- Развитие эмоциональной восприимчивости,
- Целенаправленный поиск новых решений и др.