Воздействие интернета на человека — это феномен, который рассматривается, как правило, в виде негативного воздействия на психику, развитии зависимости, способствующей возникновению дополнительной формы идентификации и изменению в структуре Я-концепции.
Интернет и его влияние на детей и подростков
В связи с неуклонным расширением возрастных границ пользователей интернетом, в общественной жизни произошло формирование запроса на исследование этого феномена. Особенную актуальность приобрела проблема определения и понимания психологической причины погружения в виртуальную реальность детей и влияния этого процесса на семейные отношения.
Существует исследовательский интерес к проблемам безопасного нахождения детей в виртуальном пространстве. По этой причине психологические механизмы вовлечения в среду интернет изучаются, как правило, на выборках подростков и взрослых.
Игровая виртуальная реальность представляет собой такую реальность, в которой пользователи обладают некоторой матрицей вне сознания (как компьютерная игра). Существуют варианты манипуляции внутри определенной заданной матрицы для достижения цели, которую задает разработчик. Детские представления, фантазии и воображение при пользовании Интернетом очерчиваются через пространство задаваемых вариантов. Это и представляет собой принципиальные отличия компьютерного виртуального мира от реального.
Виртуальное пространство предлагает для любого субъекта шанс поэкспериментировать с идентичностью. Для современных школьников Интернет становится объектом продуктивной деятельности (кроме учебной) в качестве активности в виртуальном пространстве игры.
На разных стадиях развития психологической науки ориентиром исследования личности с помощью образа «Я» становилась самоидентичность реальности. Развитие и поддержка согласованности образа «Я» у младших школьников становятся значимыми процессами в рамках предотвращения проблем, которые возникают в подростковом возрасте. Сложно давать прогнозы относительно того, каким образом будет происходить становление Я-образа ребенка при условии взаимодействия с Интернетом, который стал основной доступной и желаемой формой досуга.
Детско-родительские отношения как фактор увлеченности детей виртуальной реальностью
Один из факторов, который провоцирует формирование увлечения детей виртуальной реальностью с дальнейшей трансформацией образа Я, представлен трудностями установки коммуникации в детско-родительских отношениях.
Для исследования влияния Интернет на детско-родительские отношения в семье часто используется факторный анализ психологических составляющих этих отношений и Я-образа детей, являющихся активными пользователями Интернета. На первом его этапе можно взять за основу анкетирование и модифицированную методику выявления степени увлеченности Интернетом и компьютерными играми (разработана С. А. Кулакым).
Характеристики исследования включают:
- Выраженный интерес к досугу в Интернете и к различным компьютерным играм (играм без эффекта «присутствия» и к ролевым играм);
- Средний стаж участия в компьютерных играх;
- Регулярность нахождения в сети.
В ходе исследования отношений можно выявить факторы, которые дают возможность установить эмпирическую взаимосвязь между психологическими аспектами Я-образа и детско-родительскими отношениями. Для школьников, являющихся активными пользователями Интернета и компьютерных игр, большую роль играет фактор «нарушения идентификации» и его связь с фактором «детско-родительские отношения».
В состав фактора «нарушение идентификации», как правило, входят такие переменные, как «виртуальное Я», «идеальное Я», «идентификация с персонажами», «высокая увлеченность нахождением за компьютером» и др.
Деятельное Я школьников, которые увлечены играми и нахождением в Интернете, включает самоописания, которые способны отражать их опыт и активность на этом поприще. В этой ситуации часто происходит смещение от стремления к реальной победе к увлечению виртуальными достижениями. Этот процесс ведет к дезадаптации, когда коммуникативные трудности детей способны побудить их к овладению различными способами прохождения уровней игры и к презентации себя в качестве умелого пользователя.
Для физического Я активных пользователей Интернета характерна слабая выраженность потребности рефлексировать свои эмоциональные переживания. Если рассматривать телесность и образ тела в рамках психоанализа, то здесь важно уделить внимание эмоциональным интеракциям детей и родителей. Для определенной стадии становления психики какая-либо зона тела становится центральной, при этом с ней начинает связываться получение удовольствия (теория З. Фрейда). Это представляет собой центральную стадию формирования образа тела, когда происходит установка самовосприятия телесного единства и проявление первого опыта самоотождествления.
Нарушение идентификации проявляется в том случае, когда в окружении зависимых детей нет подходящего объекта. Формирующаяся концепция о себе бессознательным образом начинает подкрепляться копированием значимого другого. Это не зависит от того, «любимый» он или «нелюбимый». С помощью идентификации происходит достижение символического владения желаемым, но недосягаемым объектом. В нашем случае им становится персонаж игры.
Желание погружаться в мир Интернета может быть выражено через стремление не только обыгрывать новые поведенческие паттерны и реализовывать фантазии, но и через обретение детьми ориентиров для собственного тела.
Фактор, который условно называется «детско-родительские отношения» включает переменные, которые отражают особенности образа Я и родительского отношения. Он состоит из родительского отношения, принятия, идентификации с родителями.