Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога

Определение 1

Информационные технологии (ИТ) — это совокупность методов, приемов, способов и средств поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.

В психологии технологии нашли применение в диагностике, просвещении, консультировании и др.

Информационные технологии и информационные системы

Автоматизированные информационные и коммуникационные системы, используемые в деятельности психолога, должны органично дополнять традиционные методы. Они необходимы для того, чтобы расширить возможности взаимодействия психолога с другими участниками процесса (например, педагоги, родители, дети, подростки).

Категория «информационная технология» возникает в последние десятилетия прошлого века в процессе становления информатики. В качестве особенности информационной технологии выступает то, что в ней и предмет и продукт труда представлен информацией. Орудия труда здесь выступают в виде средств вычислительной техники и средств связи для коммуникации.

Информационная технология включает систему методов и способов, используемых для получения, обработки и представления информации. Они концентрируются на изменении её состояния, свойств, формы, содержания в интересах пользователей.

Информационная система состоит из взаимосвязанной совокупности средств, методов и персонала. Все это используется с целью хранения, обработки и выдачи информации для достижения поставленных целей. Автоматизированная информационная система представляет собой комплекс, который включает:

  • Вычислительное оборудование;
  • Коммуникационное оборудование;
  • Информационные ресурсы;
  • Программное обеспечение (ПО);
  • Лингвистические средства;
  • Системный персонал.

Персонал в информационных и коммуникационных технологиях требуется для обеспечения поддержки динамической информационной модели. Она присуща для некоторой части реального мира и помогает удовлетворять информационные потребности пользователей. Информационные системы берут за основу ресурсы нескольких категорий. Они включают средства вычислительной техники, прикладное (системное) ПО, информацию, языковые и человеческие ресурсы. Информационные системы пользуются разнообразным прикладным, типовым и специализированным ПО.

«Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные направления использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности психолога

Информационные и коммуникационные технологии психологи в первую очередь используют для психологической диагностики. Современная компьютерная техника позволяет качественно проводить диагностику личности и группы. Например, с помощью компьютерного инструментария появляется возможность сформировать и предъявить тестируемому лицу гораздо большее количество стимулов. При этом их контекстная коррекция осуществляется в соответствии со сделанным выбором.

Благодаря информационным и коммуникационным технологиям существенно упростилась фиксация и обработка ответов респондентов. Одновременно с этом они снижают вероятность ошибок на этой стадии диагностики, которые при ручной обработке почти неизбежны.

Технологии помогают увеличить оперативность предоставления результатов диагностики. Они дают возможность увеличить «пропускную способность», что обладает особым значением для осуществления массовых обследований. Применение подобных систем позволило психологам повысить объективность результатов обследования. Из-за них снижается влияние специалистов на процесс и результат тестирования.

Информационные и коммуникационные технологии часто стали использоваться в психологическом просвещении и профилактической деятельности. Так, к психодиагностике тесно примыкают психологическое просвещение и консультирование. В этих направлениях могут применяться сведения с психологических сайтов (например, статьи и публикации, адресованные родителям и содержащие материалы по проблемам детского развития), психологическая помощь и оnline консультации, советы психологов.

В сети создаются специальные социально-психологические проекты для детей и их родителей. Благодаря информационным и коммуникационным системам проводятся телекоммуникационные олимпиады, конкурсы и сетевые социальные педагогические проекты. Техника позволяет смотреть разные видеофильмы, видеосюжеты, медиа презентации. Специалисты могут и сами вести их разработку.

Применение ИТ в коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании

Для коррекционно-развивающей работы психологи стали в последнее время использовать компьютерные программы, имеющие обучающий и развивающий характер. Их применение помогает развивать познавательные процессы, увеличивает эффективность обучения и учебную мотивацию, способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей человека.

Информационные и коммуникационные технологии в этой сфере включают:

  • Развивающие игры;
  • Моделирование отдельных эпизодов или ситуаций общения;
  • Компьютерные развивающие психологические тренажеры;
  • Специализированные развивающие компьютерные программы;
  • Мультстудии, предназначенные для моделирования ситуаций взаимодействия;
  • Психические компьютерные программы;
  • Программы для аутотренинга, расслабления, стимулирования и др.

Сегодня даже психологическое консультирование не может обойтись без использования коммуникационных и информационных технологий. Многие специалисты, включая психологов-консультантов и психотерапевтов, проводят психологическое консультирование в сети Интернет. Этот вопрос остается спорным, поскольку некоторые ученые считают такую помощь неэффективной и непрофессиональной. Они рассматривают консультации только при личном взаимодействии психолога и клиента.

С целью информационной поддержки работы психолога и увеличения его профессиональной компетентности разработаны специальные информационно-аналитические порталы и сайты по психологии. Работать психологам помогают виртуальные библиотеки, электронные психологические журналы и книги, подписки на электронные рассылки и др.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot