Социализация — это процесс интеграции человека в социальную систему посредством овладения её социальными нормами, правилами, ценностями и знаниями.
Сущность проблемы социализации
Осуществление развития и обогащения научных представлений о процессе и механизме социализации происходило в ходе получения новых данных в таких направлениях, как социология, педагогика, политология, культурология. Этим занимаются различные отрасли психологической науки (например, психологии развития, акмеология, социальная психология, этническая психология, педагогическая психология и др.).
Большинство ученых признало, что содержание, формы и способы социализации напрямую связаны с социальными, культурными и экономическими условиями.
В современном мире перечисленные условия начинают подвергаться существенным изменениям. По этой причине возникают запросы, как общества, так и фундаментальных и прикладных направлений науки к пониманию современных особенностей процесса социализации на различных стадиях онтогенеза.
Междисциплинарный характер вопроса социализации в различных ее аспектах предполагает возможность и необходимость ее рассмотрения в разных парадигмах и в разных дискурсах. Одним из направлений стала информационная социализация. Эта проблема включает когнитивные аспекты восприятия, переработку информации, индивидуально-личностные и социальные составляющие.
Значимая причина роста интереса к проблеме информационной социализации состоит в росте неопределенности. Она связана с непрерывным изменением ценностей, норм, эталонов современного меняющегося мира. В обществе постоянно происходит изменение «правил игры» даже в относительно стабильных социальных группах. На этой основе, психологи утверждают, что процесс социализации как таковой происходит не только в первые 10-15 лет, но и всю жизнь.
Данное понимание социализации адекватно может быть соотнесено с понятием 3. Баумана «текучая современность». Представленная точка зрения основана на том, что при условии «жесткой культуры» возможно появление определенных, жестких норм, правил и институтов социализации. Они четко определяют технологии и результаты воздействия взрослого человека на подростка.
Понятие информационной социализации и ее необходимость для подростков
Особенно актуальна и значима проблема информационной социализации для поколения, которое только вступает в жизнь. Для него процесс становления социальной и личностной идентичности совпадает с процессом социализации в целом.
Если для взрослых людей стремление к замене потерянных социальных идеалов новыми связано с потребностью в восстановлении нарушенной картины мира, то для подростков оно относится к стремлению создавать картину собственного мира. Он одновременно похож и не похож на мир взрослых, который подростки одновременно начинают считать и своим, и чужим. С этой точки зрения поиск своей личностной уникальности, включая ее содержание и структуру, напрямую связан с рефлексией жизненных планов, цели и пути самоопределения.
По этой причине возникает актуальная потребность в исследовании процесса присвоения подростками собственного индивидуального и культурно-исторического прошлого. Благодаря этому они получают способность аутентично конструировать свое будущее. Здесь большую роль играет анализ причин неприятия (пассивного отторжения) подрастающим поколением культуры, нравственных эталонов и оценочных категорий, являющихся значимыми для социального окружения.
Особенности процесса современной социализации предполагают необходимость разработки новой методологии и методов исследования. Для этого требуются новые технологии и средства воспитания и образования. Исследование аспектов информационной социализации подростков сегодня носит стихийный характер. Таким образом, возникает потребность в конкретизации представлений об общих закономерностях процесса социализации и об особенностях процесса восприятия и переработки разных видов информации.
Процесс информационной социализации российских старшеклассников, отличается от процесса социализации подростков из других стран. Это связано с различиями в ментальности, ценностных ориентациях, степени социальной укорененности. Данные показатели сказываются на выборе источников информации и на отношении к ним.
Культуру необходимо рассматривать в качестве синергетического фактора, который структурирует и выстраивает процесс социализации и становления идентичности в период кризиса. Эти периоды названы биффуркационными точками в развитии личности.
Культура информационного общества в качестве основного аспекта исследования рассматривает процесс информационной социализации. Она включает не только когнитивные, но и эмоциональные, личностные и поведенческие стороны данного процесса. Вслед за Н. Винером можно определить информацию как способ организации, структурирования образа мира. Это накладывает особенную степень ответственности на носителей информации, включая способы ее подачи подросткам.
Информационное пространство невозможно рассматривать изолированно от общего пространства человеческой социализации. Оно должно входить в общий состав поля социализации.
Если разделить категорию информационного пространства и посмотреть на нее как на общее социокультурное пространство, то целесообразно выделить критерии, на основании которых источники информации делятся на соответствующие группы.
Критерии могут быть представлены:
- Степенью доверия к информации;
- Формой представленности информации (визуальной, вербальной, аудиоинформацией);
- Принадлежностью к определенной информационной группе (например, печатные или электронные, фильмы, книги, журналы, музыка и т.д.);
- Содержанием информации (здоровье, развлечения, хобби, мода, политика и др.);
- Целевой направленностью информации (возрастной, тендерной, профессиональной и т.д.).
В соответствии с институтом социализации осуществляется процесс категоризации и самокатегоризации подростка. На основе этого производится выработка не только отношения к представленной информации, но и выбор групп, стилей поведения или стиля жизни в целом.