Понятие индивидуального стиля социализации
Индивидуальный стиль социализации – это понятие, отражающее способность человека в определенной социальной группе или социуме в целом раскрыть и реализовать свои индивидуальные способности.
Таким образом, индивидуальный стиль социализации предполагает два этапа: процесс вхождения человека в социальную группу (то есть общая социализация) и формирование внутри нее собственной концепции себя (индивидуализация). С одной стороны, это два противоположных процесса, однако именно их совокупность и позволяет человеку войти в социум.
Индивидуальный стиль социализации необходим для гармоничного включения человека в социум, чтобы он имел возможность реализовать в нем свои способности. На уровне общей социализации это сделать невозможно, поскольку данный уровень позволяет лишь функционировать в качестве объектов социальных связей. Грубо говоря, действовать по инструкции. Творчески же преобразовывать эти связи в отношения, способствующие человеку реализовать свой потенциал - это новообразование уровня индивидуализации социальных норм и правил, когда мы вырабатываем к ним свое собственное отношение. Это делает нас индивидуальными.
Характеристиками сформированности индивидуального стиля социализации являются следующие проявления:
- групповая идентичность: человек ощущает себя причастным к определенной группе и оценивает других людей относительно причастности или непричастности их к этой группе
- степень гармоничности групповой идентичности и индивидуальной Я-концепции человека: нет противоречий и сопротивления на внутриличностном уровне относительно причастности человека к данной группе
- единство групповых и индивидуальных норм и ценностей: человек принимает ценности и правила группы, а группа в свою очередь является пространством для реализации индивидуальных ценностей и норм (нет противоречий и напряжения)
- общий стиль коммуникации внутри группы: этот стиль понятен человеку, он может его реализовывать, для него нет препятствий или противоречий в этом
- социометрический статус человека в группе: степень его принятия членами группы
Само формирование индивидуального стиля происходит под действием двух факторов: социального и индивидуального.
Первый фактор выражается в тех условиях, в которых транслируются социальные нормы и правила, и насколько жёстко они транслируются. Наиболее жёсткие социальные границы формирования индивидуального стиля проявляются в образовательных учреждениях (детские сады, школы). Фигура учителя является очень жёстким и статичным ретранслятором социальных норм. В том числе, значение имеет и стиль воспитания в семье, насколько он авторитарен и консервативен, или же напротив - демократичен. Социальные условия, в которых происходит усвоение норм и правил, называют социальным переживанием.
Второй фактор отражает индивидуальные особенности личности, в рамках которых и происходит формирование стиля: психодинамические особенности (характеристики темперамента, свойств нервной системы), возрастные особенности. Наиболее сензитивные периодами для формирования индивидуального стиля являются: период младшего школьного возраста, подросткового возраста и юношеского.
Социальная ситуация развития младших школьников
Младший школьный возраст - это период в психологии развития, хронологические границы которого определяются от 6-7 лет до 9-10 лет. Данный период является очень насыщенным с точки зрения психического развития ребенка: расширяются возможности познавательных способностей ребенка (восприятие, мышление, память, внимание), усложняется речевое развитие (появляется объяснительная и контекстная речь), эмоциональная сфера становится более дифференцированной и поддающейся регуляции, потребностно-мотивационная сфера становится более иерархической и разветвленной, развивается волевая сфера (повышается самосознание, осознанный контроль действий, самодисциплина).
Такие серьезные изменения формируются в результате появления новой социальной ситуации развития ребенка.
Социальная ситуация развития - это те специфические условия среды, в которых формируются наиболее значимые психические изменения.
Социальная ситуация развития младшего школьника расширяется: помимо института семьи появляется социальный институт образования. С новой силой вступает процесс вторичной социализации: ребенок осваивает новые формы поведения и взаимоотношений (отношения внутри коллектива-класса). Большое значение для ребенка приобретает фигура учителя как значимого взрослого. Благодаря взаимоотношениям с учителем у ребенка начинает формироваться самооценка, Я-концепция, появляется групповой статус: через оценивание способностей учеников учитель таким образом формирует вокруг них некий социальный статус ("самый умный", "отстающий", "бунтарь" и т.д.).
Таким образом, младший школьный возраст - это начальный этап формирования индивидуального стиля социализации. Будет даже вернее сказать, что выработки индивидуального стиля здесь еще нет. Скорее период с 1 по 3 класс ориентированы на психологическую адаптацию к новым условиям. Сложность процесса индивидуализации объясняется следующими факторами:
- Во-первых, так происходит в силу того, что значимой фигурой для ребенка является взрослый: как родитель, так и учитель. Фигура взрослого является очень сильной и устойчивой при трансляции значимых ценностей и эталонов. И ребенок скорее ориентирован на целостное усвоение этих ценностей, поскольку взрослый является для него значимым лицом.
- Во-вторых, коллективная форма взаимодействия тоже влияет на индивидуализацию ребенка. Для школьника 1-2 класса чрезвычайно важно уважение и соблюдение групповых норм и правил. Такая характеристика коллективных отношений данного возраста обусловлена интеллектуальной особенностью, которая называется нравственный реализм: она отражает восприятие норм и правил как неких абсолютов, нарушение которых влечет за собой наказание. Дети оценивают поступки других детей именно по последствиям нарушения введенных правил: если кто-то нарушил правило, и его наказали - значит это плохо и так делать нельзя.
- В-третьих, у младших школьников еще не сформирована целостная концепция самого себя. В-основном, она представляет собой интериоризированные оценки взрослых и учителя. Ребенок еще не в состоянии осознать себя целостно в прошлом, настоящем и будущем. А соответственно, еще не в состоянии сформировать личностное отношение к усвояемым норам и правилам.
Таким образом, в контексте младшего школьного возраста уместно говорить не об индивидуальных способах социализации, а скорее об индивидуальных способах адаптации.
Особенности индивидуального стиля социализации младших школьников
В социализации младших школьников есть определенные особенности. Во-первых, границы социализации очень жестко определены социальными институтами (семья, образование) и индивидуальными особенностями (влияние психодинамических особенностей, возрастные особенности психики). С точки зрения социальных факторов, школа как один из институтов социализации, довольно жестко транслирует нормы поведения и мышления. И ребенку младшего школьного возраста на данном этапе сложно выработать индивидуальный стиль их интериоризации. Как правило, ребенку в этом возрасте просто приходится принимать эти нормы. Однако в семье границы социализации более пластичны, благодаря родителям и их активному участию в развитии ребенка есть вероятность развития большей индивидуальности в интериоризации норм.
Во-вторых, Я-концепция ребенка еще не сформирована на данном этапе, ребенок еще не в состоянии глубоко осознать свои личностные качества и особенности, однако их можно подметить в игре и общении. Родителю и учителю важно обращать внимание на то, как ребенок справляется с организацией учебного процесса, с возникающими трудностями. Как он проявляет себя в своих увлечениях, в построении взаимоотношений с другими ребятами. Этот паттерн чаще всего и переносится на процесс выработки индивидуального стиля социализации. Поэтому важное значение в развитии этого может играть спонтанная игра, совместная деятельность с родителем. Важно давать ребенку инициативу и творческое поле для проявления индивидуальных особенностей.
В-третьих, значимой особенностью социализации младших школьников является доминирование в их психической регуляции психодинамических процессов: таких как эмоциональность, эмоциональная подвижность, импульсивность. Эмоциональность влияет на формирование амбивалентных способов социализации. В силу своей впечатлительности и открытости дети очень восприимчивы к нормам и правилам. Если они вводятся в благоприятной обстановке на фоне положительных эмоций, то их индивидуализация пройдет успешно. Если же имеется негативный фон, то впоследствии эта норма будет отвергнута. Похожую роль ориентация детей на общение. Более общительные дети, уверенные в себе, проходят процесс социализации благополучно. Дети, мало ориентированные на общение и не слишком эмоциональные, как правило занимают в группе невысокий статус и склонны к пассивному неприятию норм. Очень общительные дети, с завышенной самооценкой, имеют тенденцию принимать групповые нормы, но в конфликтной ситуации активно и ярко их отторгать.
Таким образом, индивидуальный стиль социализации в младшем школьном возрасте еще только закладывается. Его формирование сильно ограничено социальными факторами (школа, семья) и индивидуальными (психодинамические особенности). Однако заметить зачатки индивидуального стиля можно в игровой деятельности и общении, и при грамотном и внимательном участии родителя и учителя можно поощрять выработку индивидуального стиля социализации.