Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Хэд сэр Генри ‒ английский невролог и нейропсихолог

Биография Генри Хэда

Генри Хэд родился в Сток-Ньюингтоне 4 августа 1861 года. Среднее образование он получил в благотворительной школе Charterhouse, после этого прошел обучение в Университете Галле, в Тринити–колледже в Кембридже, в Немецком университете Праги и в Страсбурге.

С 1901 года преподавал в Королевском учебном заведении для врачей, а с 1921 года ‒ в Королевском Обществе. В 1908 году ученый был удостоен медали Королевского лондонского общества.

Генри Хэд работал над развитием идеи своего наставника Х. Джексона о том, что функции психики представлены в мозгу по уровневому типу организации, где каждый уровень ответственен за какой-либо элемент данной функции.

Научная деятельность

Замечание 1

Генри Хэд знаменит революционным исследованием, которое было связано с изучением повреждения чувствительного нерва.

До этого момента к Г. Хэду часто обращались пациенты с повреждением периферического нерва. Но так как пациенты не имели медицинского образования, и не знали медицинскую терминологию, то вразумительного и подробного описания собственных ощущений добиться от них было нельзя. Вследствие этого никак не получалось описать течение процесса выздоровления подобных пациентов в виде последовательной, надежной с точки зрения науки системы.

По словам самого ученого, совсем скоро стало очевидно, что большая часть наблюдаемых фактов так и останутся без разъяснения, если не провести наиболее тщательный и длительный опыт. С пациентами подобный опыт не был возможен. Было очевидно, что удобнее всего наблюдать формирование и излечение своего недуга.

Таким образом, решив для себя, что иного выхода нет, Г. Хэд обратился с просьбой к собственному коллеге, чтобы тот произвел надрез на его руке и разрезал наружный и лучевой нервы. После этого на протяжении следующих пяти лет он проводил наблюдения за тем, как поэтапно восстанавливается чувствительность.

«Хэд сэр Генри ‒ английский невролог и нейропсихолог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В период с 1903 по 1907 год Г. Хэдом вместе с его коллегой доктором У. Риверсом были проведены с поврежденной рукой 167 длительных экспериментов. Например, Г. Хэд отворачивался, а У. Риверс подвергал его руку различного рода влияниям, для чего применялись самые многообразные инструменты: от гусиного перышка до очень горячей иглы.

Замечание 2

Вследствие Г. Хэд выявил две обусловленные анатомически симпатические нервные системы, которые были связаны с двумя типами чувствительности: протопатической и эпикритической.

Эти две системы, как, обнаружилось, после повреждения восстанавливаются с различной скоростью.

Протопатическая чувствительность – наиболее примитивная и грубая ‒ действует, когда человек ощущает, что к нему прикасаются, но не может сказать наверняка, в каком месте и с каким усилием. Эпикритическая чувствительность отвечает за то, как мы чувствуем касание.

Изучение афазии

Рассмотрев большой клинический материал, Г. Хэд обнаружил, что при афазии происходит нарушение в целом всего поведения, и это определяется проблемами образования понятий, при которых человек от воспринимаемого поля становится зависимым.

Г. Хэдом были выделены разные формы афазии:

  • номинативная,
  • синтаксическая,
  • семантическая.

Позднее классификация была подвержена критике из–за излишней прямолинейности. Также Г. Хэд создал неврологическую методику ‒ «пробу Хэда», когда пациент должен воспроизвести расположение рук врача.

Г. Хэд описал одностороннюю аффективную дизестезию, с односторонними гиперкинезом, расстройствами вкуса и обоняния, реакций защитных, вследствие выпадения кортикального воздействия на гипоталамическую сферу ‒ синдром X.-Холмса, а также кожные болевые зоны (Захарьина-Геда) при внутренних заболеваниях.

Пробы Г. Хэда на пространственную организацию движений

Сегодня существует несколько версий или частных форм выполнения данной пробы, а также ее модификаций.

Наглядная форма. В самом простом случае экспериментатор, который сидит напротив испытуемого, демонстрируя, предлагает ему повторить положение одной своей руки (правой ‒ для правой, левой ‒ для левой, а не зеркально) ‒ фронтальное, сагиттальное или горизонтальное.

В наиболее сложных эпизодах испытуемый должен повторить положение руки, которая прикасается к противоположному или соответствующему глазу или уху. В еще более сенсибилизированном сложном случае нужно в одно и то же время повторить положение двух рук, из которых правая касается носа, а левая ‒ правого уха и т. д.

Каждый раз у испытуемого появляется необходимость преодоления направленности к воспроизведению позы зеркально. «Перекрестные» позы (рука касается щеки или уха в контралатеральной половине пространства; 2-3 позы производятся сначала одной, потом другой рукой).

Применяются и другие виды взаимного положения тела и рук:

  • «голосование»;
  • рука в горизонтальном положении перед грудью;
  • ладонь в горизонтальном положении под подбородком;
  • левая рука ‒ правая щека;
  • левый кулак под правой ладонью ребром;
  • правая рука ‒ левое ухо, левая рука ‒ правая щека.

Первичные дефекты реализации пробы Хэда ‒ смена левой руки правой и наоборот, искажение направленности движения, смена одной щеки на другую и т. п. ‒ считаются следствием нарушения пространственного синтеза и зачастую появляются при поражении теменно-затылочных (или нижнетеменных) отделов левого полушария.

Но другого рода сложности (зеркальные эхопраксичные повторения) имеют место быть и при поражении лобных отделов мозга. В последнем случае испытуемый не проявляет критики к собственным действиям и практически не демонстрирует никакой реакции на исправления экспериментатора.

Речевая форма. Те же движения производятся по речевой инструкции. Несмотря на кажущуюся общность с предшествующей формой, тест направлен к другим функциям психики, ‒ он дает оценку понимания понятий «право‒лево» и речевой регуляции актов движения. Его реализация вызывает сложности у испытуемых (в том числе детей) с левополушарной недостаточностью и у значительной части детей, которые страдают дислексией. Задание выполняется без сложностей здоровыми детьми с 8-9 лет.

Представленная проба может использоваться и для оценки зеркальности движений у левшей. Экспериментатор, сидя напротив испытуемого, просит воспроизвести позу своей левой или правой руки. Повторению должно предшествовать мысленная перемена положения в пространстве. Скажем, экспериментатор правую руку, согнутую в локте подносит к подбородку и тыльной поверхностью кисти дотрагивается до нижней части подбородка. У левшей не всегда, получается, воспроизвести такие движения и расположение руки касательно подбородка. Левша может воспроизвести движения левой (а не правой) рукой. Сам, без поддержки экспериментатора, данного обстоятельства зачастую не замечает. Если ему указывают на нечеткость воспроизведения позы руки, он стает растерянным или на долгое время задумывается, поочередно переводя взгляд с руки врача на свою руку, повторяющую продемонстрированный врачом жест.

Проба Г. Хэда считается одной из особо чувствительных к поражениям мозга, но в силу обусловленности ее результатов многими мозговыми «обстоятельствами» зачастую требует для уточнения локализации очага поражения дифференцирующих дополнительных исследовательских опытов.

Дата последнего обновления статьи: 13.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot