Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Групповая психокоррекция личностного развития дошкольников

Задачи психокоррекцонной работы

Определение 1

Психокоррекция – это мероприятия, направленные на исправление нарушений психологии или поведения человека средствами психологического воздействия.

Эти недостатки не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества.

Причины нарушений в психическом развитии детей могут рассматриваться с разных позиций, например:

  • с точки зрения медицины причины таких нарушений в аномальном развитии;
  • интеракционистский подход к определению причин подразумевает под ними сбои и нарушения во взаимодействии между личностью и средой;
  • с точки зрения педагогики причины нарушений кроются в социальной и педагогической запущенности ребенка;
  • деятельностный подход основной причиной нарушений видит несформированность ведущего типа деятельности, типичных для возрастной стадии.

Коррекционная работа ставит перед собой цель, понять закономерности психического развития как активного деятельностного процесса. Исходя из этого, выделяют основные направления в области коррекционных целей –оптимизация социальной ситуации развития, развитие видов деятельности и формирование возрастно-психологических новообразований.

Замечание 1

Техники и методы коррекционной работы выбираются в соответствии с поставленными целями.

Для конкретизации целей коррекции специалисты руководствуются правилами:

  • Формулировка целей должна быть позитивная, без запретительного характера, с отсутствием в формулировке слова «не»;
  • Цели корректировки с негативным характером представляют описание поведения деятельности, необходимых для устранения;
  • Позитивная форма коррекционных целей включает описание тех форм поведения, деятельности, познавательных способностей, которые необходимо формировать. Она задает ориентиры для роста и создает условия для постановки целей дальнейшего саморазвития;
  • Цели коррекции должны соотноситься с продолжительностью коррекционной работы и, безусловно, быть реалистичными. Цели, далекие от реальности, приносят больше вреда, потому что создают "впечатление" чего-то полезного;
  • В коррекционной работе важно учитывать ближайшую и дальнюю перспективу развития личности, важно планировать конкретные показатели личностного развития и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента;
  • Эффект коррекционной работы проявляется в течение длительного интервала времени – в процессе самой работы, к моменту её окончания. Окончательно говорить о закреплении или утере позитивных эффектов коррекционной работы можно примерно через полгода после её завершения.
«Групповая психокоррекция личностного развития дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Групповая психокоррекция

В работе с детьми и подростками психологи часто используют групповую форму проведения психокоррекционных мероприятий.

Замечание 2

Психокоррекционная группа – это искусственно созданная малая группа, в которой дети и подростки решают свои проблемы и раскрывают коммуникативный потенциал.

Группа выступает как модель реальной жизни, поэтому отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции будут те же. Задачи, которые решает групповая психокоррекция будут те же, что и задачи индивидуальной психокоррекции, только используемые средства уже другие.

Групповая психокоррекция по сравнению с индивидуальной в большей степени внимание акцентирует на межличностных проблемах ребенка и подростка. Индивидуальная коррекция внимание акцентирует на внутриличностных проблемах.

При негативном отношении к психокоррекции ребенка или его родителей, групповая психокоррекция становится затруднительной. Если ребенок находится в актуальном стрессовом состоянии – это может быть депрессия, посттравматический стресс, фрустрация, эмоциональный шок, то помещать такого ребенка в группу противопоказано. В подобных случаях ребенку сначала надо пройти курс индивидуальной психокоррекции.

Замечание 3

Количество детей в группе зависит от степени, тяжести и характера проблем, а также от их возраста. Чем меньше возраст, тем меньше должно быть детей в группе.

Группы могут быть открытые и закрытые. Открытые группы принять новых членов могут на любом этапе работы, а закрытые формируются до начала занятий и их состав не изменяется даже при его сокращении.

Решение о типе группы зависит от целей коррекции.

Коррекционная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводится в игровой форме, особенно при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, нарушениях общения.

Групповая психокоррекция, как и любая групповая деятельность проходит через ряд этапов – ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий.

Первый этап дает возможность спонтанной игры и решает диагностическую задачу, выявляя особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующей коррекции. Кроме того, на первом этапе должен быть создан положительный эмоциональный настрой. Психолог или воспитатель использует на этом этапе невербальные средства коммуникации, поскольку они облегчают вступление в контакт, и дети становятся значительно активнее.

Второй этап принимает уже целенаправленный характер с использованием специальных приемов. Задача этого этапа – показать ребенку неадекватность, нецелесообразность ряда способов реагирования и, таким образом, сформировать потребность в изменении поведения. Используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных ситуаций и происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения. Главные изменения в психике ребенка, разрешение внутренних конфликтов, происходят на этом втором этапе. Встречающаяся агрессия и негативизм, противоречивые эмоции сменяются симпатией и к взрослому и к партнерам по игре.

Третий этап закрепляет способность ребенка находить самостоятельно нужные способы поведения. Цель третьего этапа заключается в закреплении всего нового и позитивного, возникшего в личностном мире ребенка. Задача психолога – не только обучить новым формам эмоционального реагирования, поведения, обогатить игровую деятельность, но и добиться, чтобы ребенок поверил в свои силы и эту веру смог вынести в реальную жизнь.

Принципы психокоррекции

К принципам психокоррекционной работы относятся:

  1. Активность, участвующих в коррекции – ребенок должен самостоятельно совершать действия, потому что односторонним воздействием ничего нельзя сделать. Ответная активность ребенка является залогом успеха коррекционной работы;
  2. Оптимальное сочетание нормативности развития с личностными достижениями. Нормативность, с одной стороны, является соответствием развития возрастным стандартам, а с другой стороны – соответствие поведения требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений. При этом главным являются личностные достижения, а не норматив;
  3. Ориентация на зону «ближайшего развития», данный принцип связан с предыдущим. Понятие зоны «ближайшего развития» выдвинул Л.С. Выготский и говорит о том, что составляет «завтрашний день» развития ребенка. Это то, что он достигает с помощью взрослых, а потом будет делать самостоятельно. Основной линией коррекции является умелая опора на зону «ближайшего развития»;
  4. Моделирование личностно значимых отношений в деятельности является эффективным способом создания личностных достижений. Суть принципа заключается в том, что моделироваться в процессе коррекции должны наиболее важные для ребенка отношения. Например, моделируется ситуация, в которой у детей не всё получается, но есть желание достигнуть успеха и проявить себя. В таком случае воспитатель подбирает ребенку партнеров и ролевые задания, чтобы ребенок справился с игрой и достиг успеха;
  5. Принцип изменения системы значимых отношений – это изменение позиции воспитателя, сверстников. Что касается позиции сверстников, то изменить её очень сложно, поэтому необходима работа психолога, который со своим арсеналом психологических и психотерапевтических методов сможет оказать на поведение детей позитивное влияние.
Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot