Эффективность групповой деятельности
Групповая эффективность – это показатель успешности деятельности группы.
Под эффективностью можно понимать производительность труда и удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на групповую эффективность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Содержательные и формальные характеристики группы оказывают влияние на эффективность деятельности группы. К содержательным характеристикам относятся ценностные ориентации, нормы, межличностные отношения, статусы, лидерство и др.
Формальные характеристики – это каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, число членов в группе, её композиция.
Если содержательные характеристики описывают психологическое состояние её членов и оказывают непосредственное влияние на работу, то формальные характеристики оказывают косвенное влияние на деятельность группы.
Эффективность групповой деятельности определяют образовательный, профессиональный, воспитательный критерии.
Требования, которые предъявляются к уровню соответствия с деятельностью – нормативный уровень, т.е. соответствие результатов работы тем обязательным требованиям, которые предъявляются законом, а также моральный уровень – соответствие социальным ожиданиям.
Эффективность групповой деятельности зависит от целого ряда факторов:
- Численность группы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное влияние связано с тем, что людей, с яркой индивидуальностью может быть больше, увеличивается производительность труда, облегчается распределение обязанностей между её членами, больше талантов и аналитиков. К отрицательному влиянию относится меньшая сплоченность, увеличивающаяся дистанция между членами группы, возможное обострение взаимоотношений, снижение вклада каждого;
- Сложность и характер стоящих перед группой задач;
- Индивидуальный состав группы – неоднородные группы эффективнее однородных и лучше справляются со сложными задачами и проблемами;
- Наличие общих целей, интересов и сплоченности, например, группа с низким развитием способна решать несложные задачи, сложные задачи по силам только высокоразвитой группе;
- Стиль лидерства в группе связан с её социально-психологическим развитием. Для развитых групп подходит демократичный и либеральный стиль, в то время как для слаборазвитых групп предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности;
- Микроклимат, сформировавшийся в группе, работоспособность и совместимость её членов;
- Форма организации деятельности группы может быть коллективно-кооперативная, индивидуальная, скоординированная, когда каждый член группы работает самостоятельно, но в соотношении с другими её членами.
Доверие как критерий эффективности работы группы
В 90-е годы прошлого века доверие оказалось в центре внимания организаций, и интерес к нему возрос.
Доверие расценивается как социальный капитал, оказывающий влияние на эффективность деятельности.
Доверие в значительной степени облегчает обмен информацией, снижает затраты на контроль и управление, помогает в развитии межорганизационных связей.
Доверие налагает большую ответственность и стимулирует сотрудников на безукоризненное выполнение заданий. Однако надо сказать, что эффект будет только в том случае, если сотрудники действительно хотят и могут выполнить предъявляемые им требования.
Таким образом, для создания атмосферы доверия в группе необходимо приложить большие усилия.
Поскольку доверие оказывает влияние на эффективность группы, организации, фирмы, то ему необходима поддержка и формирование. С другой стороны, доверие является не целью, а средством повышения эффективности, и концентрировать всё внимание на нем, не следует.
К тому же, одного доверия недостаточно для обеспечения эффективности работы всей организации или группы. Помимо доверия необходимы профессиональные знания, грамотное построение процесса, правильное распределение ролей, обучение сотрудников и др.
Отрицательной стороной высокого уровня доверия является злоупотребление им, что может привести к снижению эффективности деятельности группы и хроническому недоверию.
Доверие влияет на разные стороны активности группы – это, прежде всего, межличностное доверие, формируется кооперативное поведение, растет сплоченность членов группы, растет сотрудничество и уверенность, отпадает необходимость контроля. Чаще всего кооперируются те люди, степень доверия к которым высокая.
Базовое доверие, при возникновении социальной дилеммы, определяет линию поведения человека – выбор в пользу всей группы или в пользу только самого себя.
Говорят, что доверие надо заслужить, и задача руководителя заключается в том, чтобы суметь увидеть нереализованный потенциал работников, увидеть их способность и в рамках эффективности деятельности, определить им те участки, где реализовать их потенциал можно будет с большей отдачей.
Что касается доверия к руководителю, то оно определяется тем, насколько подчиненные готовы выполнить его распоряжения. Руководитель может заслужить доверие, обладая определенными качествами и стилем поведения.
В психологической литературе доверие рассматривается как фактор и признак развития группы.
Способы и критерии оценки эффективности группы
Для того, чтобы оценить потенциальную профессионально-предметную и социально-психологическую эффективность группы специалисты используют методический инструментарий. Он дает возможность выявить уровень проявления характеристик группы, относящихся к её внутреннему потенциалу.
Данный инструментарий представлен методиками:
- изучения предметно-деятельностной и социально-психологической сплоченности;
- изучения межличностного доверия в группе;
- изучения межгруппового и группового доверия;
- изучения нормы продуктивности группы;
- изучения открытости группы;
- изучения лидерства и вклада каждого в деятельность группы.
Использование этих методик дает возможность измерить, выразить количественно и дать оценку той меры, в которой эти характеристики группы проявляются.
Компьютерная технология, в которую они включены, называется комплексная социально-психологическая диагностика группы (КСПДГ).
Она имеет свои особенности:
- новые и модифицированные методики и алгоритмы выделения неформальных подгрупп;
- оценивает широкий спектр социально-психологических характеристик;
- обеспечивает разные режимы диагностики;
- допускает разные способы применения;
- регламентирует работу испытуемых и ведет контроль над их ответами;
- включает базу данных с автоматическим расширением и рассчитывает нормативные данные;
- проводит автоматическую обработку результатов, постановку диагнозов и интерпретацию результатов;
- сводит к минимуму трудоемкость их обработки и исключает ошибки при обработке.
Ряд переменных группового потенциала, например, численный состав, для определения не требует какой-то специальный инструментарий.
При оценке реальной профессионально-предметной эффективности группы используются объективные результаты основной деятельности группы. Также могут использоваться методики экспертных оценок.
Реальная социально-психологическая эффективность группы оценивается с использованием субъективных показателей, основанных на методе экспертных оценок.