Готовность к школе - это психологический уровень подготовки ребенка, который достаточен и необходим для поступления в школу.
Основные пкритерии оценки готовности детей к обучению в школе
Обязанность определения готовности ребенка к школе лежит на психологах и педиатрах. Они проводят беседу с родителями и детьми, отвечают на вопросы, осуществляют диагностирование, дают советы рекомендательного характера по поводу психического и физического состояния детей.
Такая диагностика, проводимая профессиональным психологом, состоит из определенных элементов:
- оценивание готовности со стороны физиологии (моторика рук, общее физическое развитие, характер движений, уровень работоспособности, произвольное регулирование действий);
- изучение личностной и социальной готовности (навыки коммуникации, развитие волевой и эмоциональной сфер, уровень самооценки, наличие мотивации учиться);
- диагностирование психологической готовности (проверка того, как развиты память, восприятие, мышление, внимание, речь, а также базовые знания о явлениях и предметах окружающего мира).
Возраст, когда ребенок еще не начал посещать школу, является временем для привития ему определенных умений и качеств, которые в будущем помогут ему успешно учиться.
Готовность к школе детей, посещающих детские дошкольные учреждения
Задача детского дошкольного учреждения при подготовке детей к обучению в школе заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для их развития, с учетом потребностей и возрастных особенностей каждого.
Готовность к школе подразумевает:
- Развитие функций психики. Самыми первыми развиваются интеллект, внимание и память. Ребенок должен обладать на данном этапе определенными представлениями и знаниями. Также ему необходимо научиться осуществлять некоторые планы в уме.
- Навык управления собой. Поскольку у дошкольников наблюдается достаточно ясное восприятие, хорошая память и быстро переключается внимание, они не всегда в силах контролировать эти процессы. Так, в памяти ребенка могут остаться детальные особенности разговора взрослых, если он привлек его внимание, однако направить свои способности запоминания на не интересующие его вещи, достаточно тяжело. При подготовке к школе ребенка нужно обучить тому, что иногда приходится делать то, что тебе не хочется.
- Наличие мотива к обучению в школе. Его формирование можно отнести к самой трудоемкой работе. Необходимо помочь ребенку отыскать мотив, благодаря которому он будет стремиться учиться, с интересом осваивать науки, приобретать новые знания, и его не остановит тот факт, что обучение это непростая задача.
Когда дети занимались преимущественно игровой деятельностью, им требуется некоторое время для того, чтобы переключиться на учебу. Поэтому при подготовке их к обучению к школе задействуется принцип постепенного возникновения, развития и дальнейшего закрепления новых нервных связей.
На основании практического опыта, можно сделать вывод о том, что посещавшие ДОУ дети, обладают большим интересом к процессу какой-либо деятельности и могут оценить свою работу.
Уровень готовности к школе детей, не посещающих детские дошкольные учреждения
В современном мире основной формой, предусмотренной для подготовки детей к школе, является детское дошкольное образовательное учреждение. При этом, по определенному перечню причин, некоторый процент детей такие учреждения не посещают. Причины могут заключаться в желании родителей осуществлять домашнее воспитание, в состоянии здоровья ребенка, в материальных проблемах и прочих жизненных обстоятельствах.
Существуют данные, основанные на результатах исследований педагогов и психологов, согласно которым дети, не посещающие ДОУ:
- обладают неразвитой мелкой моторикой;
- имеют проблемы с развитием речи;
- не обладают навыками групповой работы с другими детьми;
- не могут организовывать свои действия;
- имеют ограниченный круг знаний о базовых вещах и явлениях окружающего мира.
Считается, что таким детям в возрасте 5-7 лет необходимо оказывать педагогическую и социальную поддержку в период подготовки их к школе.
Психологами выделены категории детей, которые нуждаются в особой поддержке при подготовке к школе. К ним относятся:
- дети, живущие в неблагополучных семьях;
- дети, семьи которых проживают в сельских местностях, где “процветает” безработица и количество мест в детских садах очень ограничено.
Результатом непосещения дошкольниками ДОУ, является не достижение ими того уровня развития, который нужен детям для понимания программы, предусмотренной в школе. В будущем это влечет за собой трудности в учебной деятельности. Кроме того, появившиеся в начальной школе проблемы, приобретают глобальный негативный характер в подростковом периоде и могут способствовать развитию такого отрицательного явления как девиантное поведение.
Отличительные черты дошкольников, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения
У детей, которые посещают ДОУ, и тех, которые этого не делает, имеются особенности овладения учебой.
В детском дошкольном учреждении на детей влияют как методы и приемы воспитателей, так и обстановка, окружающее пространство, отношения с другими детьми и воспитателями.
Дети, которые не посещали детские образовательные учреждения, внешне, как правило, дисциплинированы, но учебная деятельность их не интересует. Как правило, им присущи такие черты, как: непонимание поставленных учителем задач; неспособность осознать, что учитель играет особую роль; неправильное отношение к себе как к школьнику; отсутствие умения общаться с другими школьниками.
Ребенку, которые находился на домашнем воспитании, трудно погрузиться в школьную атмосферу коллектива, так как прежде его общение складывалось путем взаимодействия с определенным ограниченным кругом лиц. Этот ребенок слабо улавливает смысловой посыл отношений ученика и учителя.
Социальная и психологическая готовность ребенка к школе, а также то, насколько успешной будет его учебная деятельность, зависит от его развития до поступления в школу. Личностное, интеллектуальное и физическое развитие дошкольников может быть обеспечено, в том числе, посещением дошкольного образовательного учреждения.