Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, гиперактивное расстройство) — это неврологическое расстройство развития и поведения, характерное для детского возраста и проявляющееся через трудность концентрации внимания и плохо управляемую импульсивность.
Понятие гиперактивности
Гиперактивность — это состояние, в котором можно наблюдать высокую возбудимость ребенка. Она проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Как правило, гиперактивность связана с нарушениями внимания и импульсивностью.
В медицине в комплексе гиперактивность с дефицитом внимания у детей называется синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Его сопровождают расстройства поведения и эмоциональная неустойчивость. В результате дети постоянно находятся в состоянии нервного напряжения, которое пытаются сбросить с помощью физической активности. В целом ребенок просто не способен вести себя по-другому, то есть более осознанно корректировать свое поведение.
Высокая возбудимость ребенка способна доставлять массу проблем родителям, учителям и ему самому. Нарушение работы нервной системы накладывается на его отношения со сверстниками и взрослыми людьми, что, в конечном счете, может стать причиной проявления психологических проблем и комплексов.
Дефицит внимания может стать настолько сильным, что родители начинают искать помощи у специалистов. Это связано с проблемами концентрации и усидчивости, которые вызывают негативные отклики о работе ребенка на занятиях.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания, объединенный с гиперактивностью, представляет собой дисфункцию центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации мозга). Это нарушение проявляется в трудных концентрации и поддержке внимания, обучении и памяти, а также обработки экзогенной и эндогенной информации.
Сегодня основа установки диагноза СДВГ представлена феноменологической психологической характеристикой. Многие признаки этого проявляются только время от времени. В соответствии с действующими критериями диагностики, СДВГ диагностируется с позднего дошкольного или школьного возраста. Это связано с тем, что для постановки диагноза требуется оценка поведения как минимум в двух условиях обстановки (например, в домашних условиях и в школе). Обнаружение нарушений обучения и социальных функций становится необходимым критерием постановки диагноза.
Важнейший признак СДВГ, кроме нарушения внимания, представлен импульсивностью в качестве недостатка контроля поведения в ответ на конкретное требование. Клинически такой ребенок характеризуется как быстро реагирующий на ситуации. Он не ждет указания и инструкции, которые дадут возможность выполнить задание. В результате ребенок с таким диагнозом очень небрежен, невнимателен, беспечен. Часто он не может рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные последствия, связанные с его поступками или определёнными ситуациями. Иногда он подвергает себя необоснованному риску для доказательства своей смелости, капризов и причуд.
Практика показывает большое количество несчастных случаев с детьми с СДВГ. Они легкомысленно и беспечно повреждают или уничтожают чью-либо собственность. Сложность диагностирования СДВГ заключается в том, что нарушение часто связано с другими проблемами. Небольшие группы людей с СДВГ страдают редким расстройством, которое называется синдром Туретта.
В основе СДВГ находится волнообразная выработка веществ, которая не соответствует ситуации. С ее помощью по нейронным цепям происходит передача информации в зонах мозга, которые ответственны за удержание внимания и принятие решений.
В случае нарушения у ребенка возникают следующие трудности:
- Удерживание внимания на определенных объектах (ситуации, предмете, движении);
- Принятие решений (например, выбор игрушки);
- Усидчивость;
- Участие в различных видах деятельности;
- Поведение, которое соответствует возрастным нормам и социальным стандартам.
Проявление СДВГ присуще для детского возраста, при этом синдром сохраняется длительное время, что затрудняет обучение и социализацию человека. О присутствии серьезных и постоянных нарушений специалисты говорят лишь после достижения ребенком возраста 5 лет. Любые отклонения, возникающие в более раннее время, считаются простыми поведенческими реакциями. Как правило, их легко корректировать, и они не предполагают специфического лечения.
Выделяют несколько симптомов СДВГ:
- Проблемы с внимательностью, когда ребенок не способен концентрироваться на выполнении даже единственного действия короткое время, быстро теряет интерес, многое забывает, рассеян.
- Поведенческие проблемы, при наличии которых дети не могут принять осознанное решение, выполняют действия бездумно, не проводя оценку ситуации и не обращая внимания на последствия (например, игнорирование норм поведения).
- Проблемы с активностью, когда ребенок не может играть в игры, которые требуют концентрации внимания (например, не выполняет заранее оговоренные правила).
О наличии СДВГ могут свидетельствовать также расстройства, которые есть у ребенка дольше 6 месяцев. Они оказывают большое влияние на общение со сверстниками и взрослыми людьми. Данные симптомы сохраняются в разных ситуациях и не зависят от окружения.
Проблемное поведение ребенка сохраняется в школе и дома, на улице и в прочих общественных местах. Родители чрезмерно активных детей могут заподозрить диагноз СДВГ. Определить наличие нарушения помогают специальные опросники (например, Виндербильта или Коннорса). Тем не менее, самостоятельная постановка диагноза, как правило, будет ошибочной.
Врач-невролог ставит соответствующий диагноз при проведении беседы с родителями и ребенком, при наличии жалоб и анамнеза (сведения о жизни, развитии, заболеваниях). Он помогает определить более правильный подход к ребенку, рассказывая о прикладном анализе поведения. В некоторых ситуациях может потребоваться лечение медикаментами.