Тревожность: психологический конструкт
Тревожность в психологическом контексте имеет два варианта трактовки: как относительно постоянная и неизменная черта личности (личностная тревожность) и как выражение отрицательных эмоций в связи с нарушением нервно-психической деятельности (ситуативная тревога).
То есть в психологическом дискурсе тревожность и тревога - это два связанных понятия, которые тем не менее обычно разделяют: тревога понимается как базовое переживание, а тревожность как склонность индивида к переживанию тревоги. Помимо этого, частое переживание тревоги способно трансформироваться в личностную черту.
Таким образом, тревога понимается как отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся субъективным ощущением беспокойства и физиологическими изменениями - переключением на вегетативную нервную систему (потоотделение, сердцебиение, нарушение ЖКТ).
Тревожность же как личностное свойство трактуется как склонность индивида ожидать неблагоприятный исход в достаточно нейтральных ситуациях, не содержащих потенциальной или реальной угрозы. Угроза в контексте тревожности определяется в том, что человек ожидает от ситуации последствий, угрожающих его самооценке, самоуважению, статусу или престижу. И соответственно к таким ситуациям он относится тревожно.
В психологии личность с преобладанием тревожности как черты выделяют в отдельный тип - психастенический или тревожно-мнительный. Основные формы проявления личностной тревожности следующие: неуверенность в себе, нерешительность, склонность к частым сомнениям, сложности в принятии решения, повышенный уровень рефлексии, склонность переживать за будущее (свое или близких) без видимой на то причины, однако трудности актуального их пугают меньше.
С точки зрения временной перспективы, тревожная личность склонна либо анализировать прошлое (обдумывать ошибки и неправильные выборы), либо переживать за будущее, но настоящее упускается из временной перспективы, потому что оно требует каких-то конкретных действий или решений, на которые не способна тревожная личность.
Для того, чтобы хоть как-то контактировать с реальностью, тревожные люди склонны к придумыванию своих «ритуалов», которые снижают степень напряжения. Тревожный тип личности вообще очень долго готовится к каким-то событиям, склонен к репетициям этих событий, своих действий.
В критических ситуациях психастеник может действовать двумя путями: декомпенсироваться (реагировать через нервное торможение, ступор, уход в себя), гиперкомпенсироваться (демонстрировать сверхрешительность и уверенность в себе, отсутствие самоанализа и анализа ситуации).
Причины формирования личностной тревожности
Если говорить об аспекте формирования личностной тревожности, то наиболее сензитивный возраст для этого - дошкольный (от 3 до 7 лет), это период в который ребенок активно осваивает речь, расширяются его познавательная, потребностно-мотивационная и эмоциональная сферы. Однако произвольность и самосознание конечно же еще недостаточно развиты.
В данном возрасте ребенок формирует свою самооценку через интериоризацию родительских оценок его умений и способностей. Вследствие этого, ребенок, а точнее его самооценка и Я-концепция, находятся в сильной зависимости от взрослого. Поэтому неблагоприятное влияние со стороны родителей способно заронить тревожность в ребенке.
Детская тревожность отражает тот факт, что ребенок имел негативный опыт в какой-то ситуации, аналогичной той, в которой он испытывает тревогу. То есть тревожность отражает эмоциональную дезадаптивность ребенка к определенному спектру ситуаций.
Наиболее весомыми факторами развития детской тревожности являются следующие:
- авторитарный стиль воспитания в семье: такой стиль формирует у ребенка страх перед самовыражением, высказыванием своей позиции, жесткую зависимость от оценки старшими людьми, страх допустить ошибку и получить за это наказание;
- гиперопека в семье: чрезмерная забота о ребенке, предвосхищение его желаний и стремление уберечь от любой «угрозы» внешнего мира ведут к тому. что поле социального и практического опыта ребенка очень ограничено и во внешнем мире при знакомстве с другими детьми, при реализации какой-то деятельности он будет чувствовать себя неуверенно, просто потому, что обычно за него все делали родители;
- воспитание в духе повышенной моральной ответственности. Такой стиль перекладывания на детей ответственности по уходу за домом, за младшими братьями или сестрами, за бабушками или дедушками, ведет к тому, что ребенок взрослеет раньше положенного, и уже боится не оправдать своей мнимой взрослости. Помимо этого, гиперответственность может выражаться и в том, что родители строят большие надежды по поводу ребенка, в этом случае ребенок также боится не оправдать надежд, сделать ошибку, утратить любовь родителей, становится тревожным.
- тревожность самих родителей, а точнее мамы - если ребенок видит, что мама склонна тревожиться, он будет склонен перенимать эту установку
- неразвитая эмпатия родителей, в результате которой они не фиксируют какие-то эмоциональные проявления ребенка, которые он сам еще не умеет интерпретировать для себя, и родители тоже не дают ему никакой интерпретации. В итоге, ребенок оказывается с заблокированными смешанными эмоциями, которые он начинает трактовать как негативные и не знает, как их выразить
В подростковом возрасте проявляются уже основные черты данного типа: склонность к повышенной рефлексии, интеллектуальные виды увлечений, наличие разнообразных «ритуалов», склонность к самокопанию, разнообразные мало осуществимые страхи. Помимо этого, у таких детей высоко развита склонность к аккуратности, надежности и постоянству. Тенденции к делинквентному поведению у тревожных подростков не обнаруживается.
Тревожность в подростковом возрасте также имеет колоссальное значение, поскольку концепция личности подростка продолжает оформляться, интегрироваться, подросток ярко ощущает различие между Я-реальным и Я-идеальным, и это различие наиболее всего проявляется в сфере межличностного общения. Подростки наиболее склонны к переживанию тревожности в общении: со сверстниками, со взрослыми.
Гендерная специфика тревожности
Гендерная специфика тревожности определяется в целом процессом гендерной идентификации мальчиков и девочек. Как известно, половая идентификация происходит в возрасте от 3-5 лет (я мальчик как папа, я девочка как мама), а гендерная идентификация - то есть полоролевое поведение формируется в подростковом возрасте через механизм подражания или имитации поведения значимых взрослых, старших подростков и т.д.
И механизмы гендерной специфики в контексте тревожности работают точно также: подростки смотрят на старших, на значимых взрослых, смотрят фильмы, читают книги - и таким образом усваивают паттерны проявления личностной тревожности.
В основном, исследования отмечают, что различия в проявлении и самоощущении тревожности обнаруживаются не по биологическому признаку (то есть между мальчиками и девочками), а именно по гендерному, а точнее - по выраженности маскулинного признака в гендерной идентичности. Преобладание маскулинного компонента (агрессивность, напористость) вне зависимости от биологического пола могут быть факторами, снижающими тревожность. Фемининный компонент отрицательно связан с чувством психологического благополучия.
Для девочек наиболее тревожными являются ситуации оценивания их личностных способностей и возможностей. В том числе, для девочек более актуальна межличностная тревожность, они боятся негативной оценки со стороны окружающих. Наиболее часто коррелирующими с тревожность личностными качествами у девочек являются уступчивость и подчиненность.
Для мальчиков наиболее тревожными являются ситуации оценивания их деятельности или результатов их деятельности. В том числе, тревожными для них являются ситуации, способные изменить их устоявшийся личностный образ: поэтому для них настолько критичными являются ситуации публичной оценки учителями на глазах у всего класса.
Межличностное общение для мальчиков не является в той же мере тревожным, как для девочек, однако тревожным для них является наличие трудностей при установлении контакта. Коррелирующими с тревожностью у юношей личностными качествами являются: общительность, эмоциональная неустойчивость, робость, склонность к отвержению социальных норм, низкий уровень мотивации.
В целом, такая тенденция к ощущению тревожности сохраняется и с возрастом: для девушек и женщин значимыми являются именно ситуации оценки их как личностей, их личностных качеств, способностей и умений. Для мужчин же, наиболее тревожными являются ситуации, связанные с угрозами их статусу, оценки результатов или процесса их деятельности.