Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гальперин Петр Яковлевич, советский психолог, доктор психологических наук

Гальперин Петр Ильич. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Краткая биография

Гальперин Петр Ильич окончил медицинский институт в Харькове в $1926$ году. В период с $1926$ по $1941$ годы работал в Психоневрологической академии родного города. В эти же годы он параллельно вел педагогическую деятельность в Харькове и Донецке. Гальперин принимал активное участие в деятельности Харьковской группы психологов, в состав которой входили Леонтьев, Запорожец, Зинченко, Божович. В период войны с $1941$ по $1943$ годы Петр Ильич служил в Красной Армии и являлся начальником в лечебной части эвакогоспиталя. Начиная с $1943$ года, работал в МГУ имени М.В.Ломоносова в качестве доцента, а с $1966$ года уже в качестве профессора. В этом же университете с $1971$ года занимал должность заведующего кафедрой возрастной психологии факультета психологии. Начиная с $1983$ года, числился профессором-консультантом в МГУ.

Гальперин - это один из ведущих отечественных ученых в сфере возрастной, общей, педагогической психологии. Он является автором всемирно известных подходов и теорий. Гальпериным было выдвинуто совершенно оригинальное описание предмета психологического исследования и специфических особенностей психического развития человека. Всемирную известность завоевала его теория планомерного и поэтапного формирования человеческой умственной деятельности. В рамках данной теории Гальперин выдвинул и развил положения о видах, а также свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действий и типах учения, предложил шкалу поэтапного формирования.

Петр Ильич выдвинул и экспериментально обосновал теорию языкового сознания и теорию внимания, а также целый ряд иных частных психологических теорий, которые вошли в золотой фонд отечественной психологии.

Гальперин создал психологическое мировоззрение, открывающее абсолютно новые перспективы для пересмотра психической реальности, и являющиеся базой для качественного улучшения процесса обучения на разных возрастных уровнях, различным предметам.

«Гальперин Петр Яковлевич, советский психолог, доктор психологических наук» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина содержит глубокий анализ психологических свойств действий человека. Петр Гальперин выдвинул гипотезу поэтапного формирования умственных понятий и действий с заданными свойствами еще в начале пятидесятых годов прошлого века. Первое упоминание данной гипотезы было сделано им в $1952$ году на совещании по вопросам трансформации психологической науки. В $1953$ году в Москве Гальперин сделал официальный доклад о формировании умственных действий. В дальнейшем эти положения были углублены и обобщены в докладе «Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий» и в статье «Развитие исследований по формированию умственных действий».

За прошедшее время теория Гальперина превратилась из гипотезы, в оригинальную и конструктивную теорию усвоения.

Следует указать, что это именно деятельностная теория усвоения. Здесь действие, являющееся единицей психологического анализа, впервые выполнило данную функцию именно в этой теории. Действие обладает системным строением, при котором разные элементы по психологической природе связаны в единое целое. Данная единица анализа приводит к новой систематике в психологии, так как ни эмоция, ни ощущение, ни любая другая психическая функция отдельно от других, действием не является.

Замечание 1

Действие в качестве простейшего образования, сохраняющего все главные особенности человеческой деятельности, было Гальпериным всесторонне изучено. Была изучена структура действия. Гальперин впервые выделил элемент действия и назвал его ориентировочной основой действия или ООД.

Изучение особенностей ориентировочной основы действия спровоцировало выделение трех типов ООД, создающих условия для формирования умений и навыков:

  • неполная ориентировочная основа, когда обучаемому предлагается образец выполнения действия и конечный продукт, но отсутствуют указания о правильности выполнения действия. Данный тип ориентировки свойственен для недостаточного первоначального познания. Он характерен также для стихийного, неорганизованного обучения. Действие в данном случае складывается по принципу ошибок и проб;
  • полнота для отдельных образцов, когда существуют указания о правильности выполнения действия, проводится анализ материала на соответствие выполняемому действию. В данном случае пробы и ошибки являются уже случайными. Но знания, формируемые на данной ориентировочной основе эмпиричны, в них нет действительной понятийности;
  • полная ориентировочная основа, при которой осуществляется планомерное обучение анализу полученных заданий, выделение опоры и условий правильного выполнения. Знания при таком подходе устойчивы и понятийны.
Замечание 2

Согласно гипотезе Гальперина, умственные действия являются итогом преобразования внешнего действия во внутреннее, результатом переноса внешнего действия в область восприятия, понятий и представлений.

Начатые в пятидесятые годы прошлого века и продолжающиеся до сих пор исследования подтверждают верность выдвинутой Гальпериным гипотезы.

Дата последнего обновления статьи: 09.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot