Краткая биография
Гальперин Петр Ильич окончил медицинский институт в Харькове в $1926$ году. В период с $1926$ по $1941$ годы работал в Психоневрологической академии родного города. В эти же годы он параллельно вел педагогическую деятельность в Харькове и Донецке. Гальперин принимал активное участие в деятельности Харьковской группы психологов, в состав которой входили Леонтьев, Запорожец, Зинченко, Божович. В период войны с $1941$ по $1943$ годы Петр Ильич служил в Красной Армии и являлся начальником в лечебной части эвакогоспиталя. Начиная с $1943$ года, работал в МГУ имени М.В.Ломоносова в качестве доцента, а с $1966$ года уже в качестве профессора. В этом же университете с $1971$ года занимал должность заведующего кафедрой возрастной психологии факультета психологии. Начиная с $1983$ года, числился профессором-консультантом в МГУ.
Гальперин - это один из ведущих отечественных ученых в сфере возрастной, общей, педагогической психологии. Он является автором всемирно известных подходов и теорий. Гальпериным было выдвинуто совершенно оригинальное описание предмета психологического исследования и специфических особенностей психического развития человека. Всемирную известность завоевала его теория планомерного и поэтапного формирования человеческой умственной деятельности. В рамках данной теории Гальперин выдвинул и развил положения о видах, а также свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действий и типах учения, предложил шкалу поэтапного формирования.
Петр Ильич выдвинул и экспериментально обосновал теорию языкового сознания и теорию внимания, а также целый ряд иных частных психологических теорий, которые вошли в золотой фонд отечественной психологии.
Гальперин создал психологическое мировоззрение, открывающее абсолютно новые перспективы для пересмотра психической реальности, и являющиеся базой для качественного улучшения процесса обучения на разных возрастных уровнях, различным предметам.
Теория поэтапного формирования умственных действий
Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина содержит глубокий анализ психологических свойств действий человека. Петр Гальперин выдвинул гипотезу поэтапного формирования умственных понятий и действий с заданными свойствами еще в начале пятидесятых годов прошлого века. Первое упоминание данной гипотезы было сделано им в $1952$ году на совещании по вопросам трансформации психологической науки. В $1953$ году в Москве Гальперин сделал официальный доклад о формировании умственных действий. В дальнейшем эти положения были углублены и обобщены в докладе «Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий» и в статье «Развитие исследований по формированию умственных действий».
За прошедшее время теория Гальперина превратилась из гипотезы, в оригинальную и конструктивную теорию усвоения.
Следует указать, что это именно деятельностная теория усвоения. Здесь действие, являющееся единицей психологического анализа, впервые выполнило данную функцию именно в этой теории. Действие обладает системным строением, при котором разные элементы по психологической природе связаны в единое целое. Данная единица анализа приводит к новой систематике в психологии, так как ни эмоция, ни ощущение, ни любая другая психическая функция отдельно от других, действием не является.
Действие в качестве простейшего образования, сохраняющего все главные особенности человеческой деятельности, было Гальпериным всесторонне изучено. Была изучена структура действия. Гальперин впервые выделил элемент действия и назвал его ориентировочной основой действия или ООД.
Изучение особенностей ориентировочной основы действия спровоцировало выделение трех типов ООД, создающих условия для формирования умений и навыков:
- неполная ориентировочная основа, когда обучаемому предлагается образец выполнения действия и конечный продукт, но отсутствуют указания о правильности выполнения действия. Данный тип ориентировки свойственен для недостаточного первоначального познания. Он характерен также для стихийного, неорганизованного обучения. Действие в данном случае складывается по принципу ошибок и проб;
- полнота для отдельных образцов, когда существуют указания о правильности выполнения действия, проводится анализ материала на соответствие выполняемому действию. В данном случае пробы и ошибки являются уже случайными. Но знания, формируемые на данной ориентировочной основе эмпиричны, в них нет действительной понятийности;
- полная ориентировочная основа, при которой осуществляется планомерное обучение анализу полученных заданий, выделение опоры и условий правильного выполнения. Знания при таком подходе устойчивы и понятийны.
Согласно гипотезе Гальперина, умственные действия являются итогом преобразования внешнего действия во внутреннее, результатом переноса внешнего действия в область восприятия, понятий и представлений.
Начатые в пятидесятые годы прошлого века и продолжающиеся до сих пор исследования подтверждают верность выдвинутой Гальпериным гипотезы.