Самооценка в структуре Я-концепции личности
Самооценка - это оценка человеком себя и своих способностей, возможностей. Она определяется отношением уровня притязаний человека к уровню возможностей их реализации.
Выделяют несколько характеристик самооценки:
- высота - выраженность того или иного качества, а также его субъективной значимости
- обобщенность - степень преобладания оценки определенных качеств, свойств или личности в целом
- устойчивость - временная стабильность самооценки, ее подверженность изменениям
- адекватность - степень оптимального сочетания притязаний личности и условий их реализации
- интегрированность - целостность самооценки, единство разных опытов и представлений о себе
- дифференцированность - количество характеристик, которые находятся в системе оценивания
- глубина - степень проработанности самооценки
- осознаваемость
- независимость - насколько самооценка подвержена изменению факторам извне
Относительно возможности реализации притязаний в реальности, выделяют оптимальную самооценку, которая характеризуется оптимальным сочетанием притязаний и возможностей для их реализации, и неоптимальную. В-первом случае, человек ставит перед собой реальные и достижимые цели, принимает свои неудачи и промахи, принимает критику других людей. В соответствие с успехами самооценка может увеличиваться, и при неудачах - снижаться. Это нормальные колебания. Но есть и неоптимальная самооценка: слишком завышенная или заниженная.
Неоптимально завышенная самооценка характеризуется нереалистичными и идеализированными представлениями о себе и других, склонностью игнорировать неудачи для сохранения идеализированного образа себя. Человек перестает рационально воспринимать ситуации, замечания и комментарии других.
Неоптимально заниженная самооценка может выражаться в том, что уровень притязаний ниже реальных возможностей личности. Человек не уверен в себе, не инициативен, конформен. Ориентирован на стереотипные задачи и цели вследствие страха ошибки.
Формирование самооценки начинается еще дошкольном возрасте: тогда ребенок усваивает те оценки и характеристики, которые транслирует взрослый (“Ты умница” или “Какой ты у нас неаккуратный”). И формирует представление о себе в соответствии с ними. Затем в раннем школьном возрасте для ребенка большую значимость приобретает оценка учителя как значимого взрослого. Позже к началу раннего подросткового возраста для детей становится важна оценка своих сверстников. И уже в подростковом возрасте происходит ломка прежней личностной конструкции, идет осознанное формирование Я-концепции и ребенок уже ориентируется на свои ценностные ориентации, формирует реалистичные представления о себе.
Так или иначе, из данной динамики ясно, что необходимым условием формирования самооценки является контакт с внешней средой - трудовая деятельность и общение, ибо через внешнюю оценку происходит формирование внутренней самооценки.
Самооценка является важным структурным компонентом Я-концепции (самосознания), в которую входят также самопознание и саморегуляция. В контексте данной системы самооценка выполняет важную интегративную функцию, объединяя разрозненные оценки человека о себе, своих поступках и качеств в единую и целостную оценочную систему самого себя.
Основные проявления заниженной самооценки
В настоящее время визуальный контент имеет принципиальное значение: мы смотрим на картинку и моментально делаем вывод, привлекает ли она нас или нет. Социальные сети в этом плане подтверждают данную тенденцию: они позволяют создавать нам аватары (образы нас самих, которые нам самим нравятся). Большинство людей используют свои фотографии как способ создания идеальной версии себя: мы знаем наши удачные ракурсы, выгодные стороны, успешные позы. Но все эти ухищрения создают наш искусственный образ - тот, каким мы хотим видеть себя. Люди хотят нравится другим, через эту симпатию они кажутся симпатичными самим себе. Однако это проявление инфантильной позиции, одной из значимых возрастных задач человека является принятие себя изнутри и способность любить безотносительно мнения окружающих.
Наиболее сильно влияние фотографии на самооценку человека проявляется в подростковом возрасте, когда личность находится на этапе перестройки. Как правило, наиболее трудным это становится для девушек в период пубертата, когда происходят гормональные высыпания на коже, изменения в физической комплекции и т.д. Сейчас подростки тяготеют к использованию фоторедакторов и фотошопа, что является признаком страха оценки и сложности самопринятия. Для юношей большое значение имеет их физический внешний вид, отражающий слаженность и привлекательность.
Помимо подростковой возрастной группы, проблемы с самооценкой касательно внешнего вида актуальны и для женщин среднего возраста. Женщины комплексуют по поводу приближающейся старости: стремятся скрыть морщины, камуфлируют несовершенства косметикой, ставят на аватарки фотографии большой давности и т.д.
Также заниженная самооценка может быть следствием статусно-ролевой неудовлетворенности, серьезных физических или социальных изменений, проживания кризисных периодов.
Фототерапия как способ работы с заниженной самооценкой
Фототерапия - это довольно молодая сфера терапевтической работы, но она имеет очень широкий спектр инструментов в зависимости от основного запроса человека. В ней выделяют 3 основных направления: непосредственно фототерапия, терапевтическая фотография и фото-арт-терапия:
- Фототерапия - совместная работа со специалистом, в которой происходит коммуникация между клиентом и психологом через обсуждение фотографии. Здесь задействованы целенаправленные действия психолога. Используются автопортреты, снимки из личных альбомов, заданные фотографии с вживанием в конкретный образ.
- Терапевтическая фотография - индивидуальная работа клиента, ориентированная на самопознание и самовыражение. В данной технике клиент раскрывает свои ценности. Данная работа может осуществляться по конкретной тематике, значимой для клиента. Основной инструмент работы - экспрессия клиента, его интуитивные решения, инсайты.
- Фото-арт-терапия - это техники коллажа, фото-инсталляций. Суть работы - выражение внутреннего содержания через внешний символ. В данном случае, работа строится как на экспрессии самого клиента, его инсайтах и катарсисе, так и на направленной работе психолога (обсуждении, выявлении символических связей).
В контексте работы именно с заниженной самооценкой, фототерапия помогает собрать разрозненные образы человека (внешности) в единую концепцию себя с последующим принятием. Довольно часто фототерапия реализуется в совокупности с арт-методиками и проективными техниками. Как правило, они используются на первоначальном этапе как способ выявления деконструирующих и ресурсных образов, на основании которых будет строиться дальнейшая работа.
Создание ресурсных фотографий, на которых человек нравится сам себе, помогает человеку преодолеть комплексы и принять свои несовершенства, а следовательно, принять себя. Это дает человеку силы, которые помогают ему преодолевать в реальной жизни неудачи, справляться со страхами. Нередко специалисты рекомендуют носить такие фотографии с собой и смотреть на них в моменты затруднений.
Фототерапия применяется по нескольким направлениям работы с самооценкой: это работа с телесностью (принятие своего тела, внешности, субъективных несовершенств). Данная техника успешно работает в послеоперационном периоде, при экстремальных телесных изменениях, возрастных изменениях, подростковых кризисах. она повышает уверенность в себе и снижает влияние оценки других на свою телесность.
Помимо внешнего аспекта, фототерапия работает в направлении самораскрытия личности, принятия нового этапа в своей жизни, ощущения себя в новой роли. Такая работа может осуществляться через автопортреты, отражающие переживания человека через его внешний облик. В процессе работы ощущения от автопортрета обсуждаются с психологом.