Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Физиологические и психологические аспекты стресса

Все предметы / Психология / Физиологические и психологические аспекты стресса
Содержание статьи
Определение 1

Стресс — это комплексная психофизиологическая ответная реакция организма человека на воздействие различного рода неблагоприятных внешних факторов.

Виды стресса и его физиологические аспекты

Стресс – это понятие, которое дословно обозначает давление (напряжение). Под ним понимается состояние человека, возникающее в качестве ответа на воздействие неблагоприятных факторов. Такие факторы в науке называются стрессорами. Факторы могут быть физического (тяжелая работа, травма) или психического характера (испуг, разочарование).

В современном мире распространенность стресса очень велика. В развитых государствах практически 70 % населения находится в состоянии постоянного стресса. Более 90 % современных людей страдают от стресса несколько раз в месяц. Данный показатель очень тревожит специалистов, поскольку последствия стресса опасны.

Переживание стресса требует от людей огромных энергетических затрат. По этой причине долговременное воздействие стрессовых факторов приводит к слабости, апатии, ощущению нехватки сил. Также к последствиям стресса относят развитие 80 % заболеваний, которые известны науке.

Предстрессовое состояние проявляется в виде тревоги, нервного напряжения. Они возникают в ситуации, когда на индивида действуют стрессовые факторы. В этот период человек не способен принять меры для предотвращения стресса.

Умеренный стресс позволяет мобилизовать резервы организма и заставляющий эффективнее бороться с проблемами. Данный тип стресса состоит из совокупности реакций организма, обеспечивающих срочную адаптацию личности к новым условиям. Он предполагает возможность исключить неприятную ситуацию.

Ученые выделяют два типа стресса – эустресс и дистресс.

Эустресс представляет собой полезный стресс, который может быть вызван сильными положительными эмоциями.

Дистресс является вредным деструктивным стрессом, с которым человеческий организм не в состоянии справляться. Этот тип стресса вызван сильными отрицательными эмоциями, или физическими факторами (травма, заболевание, усталость), воздействующими долгое время. Дистресс способен подрывать силы, мешать человеку не только эффективно решать проблемы, которые вызвали стресс, но и жить полноценно.

Готовые работы на аналогичную тему

Эмоциональный стресс включает эмоции, сопровождающие стресс:

  • Тревогу,
  • Страх,
  • Гнев,
  • Печаль.

Чаще всего именно эти факторы, а не сама ситуация начинают вызывать негативные изменения в организме.

В соответствии с длительностью воздействия стрессы делят на острые и хронические. Острый стресс представляет собой стрессовую ситуацию, продолжающуюся короткий промежуток времени. Большая часть людей быстро приходит в норму после кратковременной эмоциональной встряски. Тем не менее, если потрясение было очень сильным, то могут проявиться нарушения в работе нервной системы (например, тик, энурез, заикание).

Для хронического стресса присущи стрессовые факторы, воздействующие на человека долгое время. Такая ситуация считается менее благоприятной, поскольку опасна развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы и обострением уже появившихся хронических болезней.

Феномен стресса рассматривался подробно канадским физиологом Дж. Селье. В начале прошлого века он обозначал с помощью этого понятия неспецифическую реакцию организма («общий адаптационный синдром»), проявляющуюся как ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Первоначально ученый сосредоточился на исследовании биологических и физиологических аспектов проблемы стресса. Понимание категории «стресс» в качестве физиологической реакции эндокринных желез, находящихся под контролем гипофиза, на действие соответствующих негативных факторов становится традиционным.

Если рассматривать физиологические аспекты стресса, то необходимо заострить внимание на стадиях стресса как процесса:

  • Прямая реакция на определенные воздействия (тревога);
  • Эффективная адаптация (сопротивление);
  • Нарушение процесса адаптации (истощение).

Прямую двигательную реакцию относят к реальному поведению, которое концентрируется на изменении отношений человека с окружающей средой. Ее формы представлены защитой от вредных воздействий, агрессивного поведения, избегания и пассивности. Избегание представляет собой удаление себя от реальной опасности или угрозы. Подготовка к защите от вредного воздействия является формой поведения, которое дает возможность исключить опасность. В этой ситуации человек получает возможность предпринять соответствующие действия в отношении опасности.

Психологические аспекты стресса

О переживаниях, которые относятся к психологическим аспектам стресса, говорят в связи с такими эмоциями, как: ревность, гнев, ярость, беспокойство, вина и др. Опыт, который связан со стрессом, несомненно, представляет собой эмоциональный опыт. Большая часть психологов разделила эмоциональные переживания на два типа: положительные эмоции (приятные переживания) и отрицательные эмоции (неприятные переживания).

Переживание стресса у людей ученые рассматривают в качестве причины, вызывающей нарушение психологического равновесия. Этот процесс активирует механизмы, сконцентрированные на уменьшении данного нарушения. Механизмы представляют собой часть поведения. В случае, когда нормальная реакция преодоления не смогла привести к облегчению или преодолению стрессового состояния, это приводит к дезорганизации поведения.

Если длительность стрессового состояния возрастает, то это приводит к коллапсу поведения. Концепция преодоления считается формой решения проблем. Ее цель состоит в достижении благосостояния человека. Этот процесс особенно актуален для сложных ситуаций, воспринимающихся как стрессовые ситуации. При преодолении человек делает попытку освоения ситуации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис