Взаимодействие детей и взрослых — это процесс, который связан с социализацией. В нем происходит усвоение и активное воспроизводство детьми социального опыта. Процесс осуществляется в коммуникации и деятельности.
Особенности взаимодействия детей и взрослых в процессе воспитания
Взаимодействие детей и взрослых в процессе воспитания и обучения представляет собой процесс усвоения определенной системы знаний, ценностей и норм. Все это дает возможность человеку функционировать в дальнейшем как полноправный член общества. Социализация состоит из целенаправленных воздействий на личность (воспитание, обучение) или стихийного воздействия (неосознанные влияния).
Единство процессов социализации и индивидуализации в современной педагогической теории рассматривают в качестве основного варианта развития личности в онтогенезе. Развитие предполагает закономерное изменение качественного или количественного характера. Оно характеризуется как необратимое и направленное.
В целом развитие — это процесс и результат качественных и количественных изменений, происходящих в человеческой психике. Они отражают переход психики от низших к высшим уровням, предполагают цель и результат воспитания.
Воспитание в широком социальном смысле заключается в передаче накопленного опыта от одного поколения к другому. В узком смысле оно представляет собой целенаправленное воздействие на индивида со стороны различных общественных институтов (например, семьи, образовательного учреждения, СМИ, искусства и т.д.). Цель воспитания состоит в формировании у человека определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей.
Если рассматривать понятие воспитание в широком смысле, то оно состоит в специально организованном, целенаправленном и управляемом воздействии коллектива, воспитателей на воспитуемое лицо. Этот процесс необходим для формирования заданных качеств. Воспитание предполагает процесс и результат работы, которая концентрируется на решении конкретных воспитательных задач.
Взрослые в ходе воспитания развивают детскую личность, создают условия для самоопределения и социализации. В основе этого лежит усвоение социокультурных, духовных, нравственных ценностей и правил, принятых в обществе.
Феномены взаимодействия в процессе обучения
В широком понимании обучение представляет собой целенаправленную передачу общественно-исторического опыта. Это совместная деятельность детей и взрослых людей, которая направлена на усвоение значений предметов материального и духовного мира, включая способы действия с ними.
Феномен рассматривается и в узком смысле. В этом плане происходит формирование условий для специально организованных форм работы с детьми, для осуществления нерегламентированной детской деятельности. В основе этого лежат программы, методы и технологии, которые обеспечивают усвоение знаний и овладение способами действий детей.
Обучение — это целенаправленная работа в области организации деятельности обучающихся, когда происходит овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией. В ходе обучения дети приобретают опыт деятельности, у них развиваются способности. Опыт использования знаний в повседневной жизни предполагает формирование у учеников мотивации получения образования на протяжении всей жизни.
Средства воспитания и обучения
В процессе взаимодействия взрослых с детьми в процессе воспитания используются различные средства. Они включают, в первую очередь, методы воспитания, выступающие в качестве компонентов воспитательного процесса. Помимо методов, есть и прочие средства, с которыми методы тесно связаны и используются в единстве.
Примером могут быть наглядные пособия, произведения культуры, средства массовой информации. Эти источники являются необходимым подспорьем для эффективного использования методов.
В состав средств воспитания необходимо также включить:
- разные виды деятельности (например, игровую, учебную, трудовую);
- педагогическую технику (например, речь, мимику, движение);
- средства для нормальной жизнедеятельности воспитателей и воспитанников.
Роль данных факторов незаметна до того времени, пока они находятся в пределах нормы. Если же этого не происходит, их воздействие может становиться определяющим. Например, отсутствие требующихся наглядных пособий может вынудить воспитателя произвести корректировку методов. В этом случае приходится обходиться тем, что имеется.
Средства обучения состоят из всех объектов и процессов (материальных и материализованных), которые представляют собой источники учебной информации и инструменты (собственно средства). Они требуются в усвоении содержания учебного материала, помогая развивать и воспитывать детей. Средства и методы воспитания и обучения — это не равнозначные категории. Методы воспитания представлены научно обоснованными способами достижения воспитательных целей. Это система самых общих способов решения воспитательных задач и взаимодействия.
Методы воспитания классифицируют на группы:
- Формирование сознания (рассказы, объяснение, разъяснения, этические беседы, увещевание, внушения, инструктажи, примеры и т.д.);
- Организация деятельности и формирование опыта поведения (упражнения, приучения, поручения, педагогические требования, воспитывающие ситуации, общественное мнение);
- Стимулирование (наказание, соревнования, поощрения).
Феномен методов воспитания состоит в том, что те из них, которые используются в детском саду и семье, как правило, отличаются в зависимости от своего набора и содержания. Отличается также их психологическая сущность, эффективность воздействия на детей.
В семейных методах воспитания нет печати преднамеренности, которая характерна для детского сада. Зато здесь можно наблюдать больше естественности и обращенности к конкретному ребенку, который уже имеет определенный жизненный опыт, интересы, привычки и пристрастия.