Справочник от Автор24
Найди автора для помощи в учебе
Найти автора
+2

Этические принципы проведения исследования на человеке

Общие сведения об этичности психологического эксперимента

Психологический эксперимент - это осознанное взаимодействие испытуемого и экспериментатора, которое строится на уважении и заботе об участниках эксперимента, а также основных гуманистических ценностях.

Поэтому этически правильное исследование начинается с того, что между экспериментатором и участником заключается четкое соглашение, в котором доступно разъясняются обоюдные зоны ответственности сторон, прописываются основные задачи эксперимента, принципы работы, условия участия и т.д. Исследователь должен соблюдать и выполнять все прописанные ему обязательства, а испытуемый подписывает добровольное согласие на участие в эксперименте.

Экспериментатор должен соблюдать определенные этические принципы при проведении своего исследования. Важно отметить, что эти принципы реализуются, начиная с самого замысла исследования и вплоть до применения конкретных методик.

При планировании эксперимента исследователь несет личную ответственность за формирование этической оценки собственного исследования. Если же экспериментатор понимает, что в какой-то части исследования ему необходимо отклониться от каких-то гуманистических принципов, то исследователь берет на себя личную ответственность и обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию мер по защите прав участников исследования.

В целом, на каждом исследователе лежит ответственность по разработке и поддержанию оптимальных этических норм реализации исследования: например, стиль общения коллег, ассистентов, студентов - всех тех, кто вовлечен в общение с испытуемыми. Именно экспериментатор ответственен за то, чтобы донести до всей своей команды основные этические принципы проводимого исследования.

Основные этические принципы проведения психологических исследований

Один из главных этических принципов состоит в том, что исследователь должен информировать испытуемых о всех тех аспектах эксперимента, которые могут так или иначе повлиять на их желание принимать в нем участие. Также, согласно этому принципу, исследователь должен отвечать на любые вопросы испытуемых относительно подробностей эксперимента.

«Этические принципы проведения исследования на человеке» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Скидки на первый заказ
Все промокоды
Собрали более 72 000 авторов учебных работ
Найти автора

Если же экспериментатор этого не делает или утаивает какую-то часть информации, то это накладывает на него дополнительную ответственность за благополучие, безопасность и достоинство испытуемых.

Еще одним, не менее важным принципом является открытость и честность - это основные аспекты отношений между экспериментатором и испытуемым. Так, если по каким-то методологическим причинам исследователю необходимо прибегнуть к обману, то важной задачей исследователя является объяснение испытуемому, почему это было необходимо, и как отсутствие обмана могло бы повлиять на результаты исследования.

Этические принципы психологических исследований подразумевают, что исследователь объясняет и разъясняет участникам суть исследования, для снижения степени непонимания и ложных трактовок.

Испытуемый имеет полное право прервать или остановить на необходимое ему время эксперимент, и исследователь с уважением и пониманием должен относиться к этому праву. Особенно важно относиться к соблюдению этого права в ситуации, когда исследователь находится в доминирующей позиции, поскольку несоблюдение этого права вновь накладывает на исследователя ответственность за благополучие и безопасность участника эксперимента.

Исследователь обязан оберегать испытуемых от любого вреда, который может быть причинен им в ходе участия в эксперименте: физического и психологического дискомфорта, вредоносных воздействий, опасностей. Особенно этот принцип важно реализовывать, если существует риск получения таких последствий: в таком случае, экспериментатору необходимо проинформировать испытуемого о них, достичь согласия с испытуемым относительно понимания им этих рисков, и принять все те меры, которые способны минимизировать вредоносные воздействия. Если же процедура исследования предполагает возможности нанесения серьезного вреда испытуемым, то она не должна применяться.

Безусловно, важным принципом является еще и то, что вся полученная информация конфиденциальна и используется в общем массиве данных. Если же условия эксперимента складываются так, что какие-то люди могут получить доступ к этой информации, то экспериментатор информирует об этом испытуемых.

Примеры неэтичных экспериментов

Итак, проведение психологического исследования неизбежно связано с участием других людей, и этот факт накладывает определенные обязательства на экспериментатора и его исследовательскую группу, поскольку экспериментальное воздействие - это вторжение в личную жизнь испытуемых.

Тем не менее, пока одни исследователи стараются соблюдать все нормы морали и этики, другие ученые не всегда это делают. Приведем несколько примеров исследований, нарушающих этические принципы:

  1. Эксперимент «Маленький Альберт» - это эксперимент, проведенный в 20-х годах 20 века Дж. Уотсоном и Р. Рейнер по исследованию формирования условного рефлекса у человека. Участником исследования стал девятимесячный ребенок, значащийся в документах как Альберт. Исследуя реакции мальчика Дж. Уотсон отметил, что особенно ему нравятся белые крысы: после нескольких нейтральных демонстраций крыс, их демонстрации сопровождалась ударом молотка по металлу, что в итоге привело к появлению реакций страха и паники у Альберта при виде крыс, когда ударов уже не было. Неэтичность эксперимента заключается в том, что сложно вообще представить, чем могло обернуться для мальчика такое экспериментальное воздействие, которое по факту стало для него детской психологической травмой.
  2. Эксперимент С. Милгрэма - исследование страха подчинения, которое было связано с желанием ученого понять, что подвигало граждан Германии участвовать в жестоких убийствах во времена Третьего рейха. Он хотел узнать, на что способен человек, наделенный безграничной властью. В каждом эксперименте участвовала пара «ученик – учитель», при этом испытуемым он говорил, что пара выбирается случайно, но в реальности участник исследования всегда выступал в роли учителя, а учеником был нанятый актер. Учителя и ученика размещали в смежных комнатах: учитель должен был посылать небольшой заряд тока нажатием кнопки каждый раз, когда ученик давал неверный ответ, и учителю было сказано, что с каждым последующим нажатием удар тока будет все более сильным, при этом нанятый актер умело подтверждал это утверждение криками, хотя тока на самом деле не было. В данном эксперимента также нарушена этическая составляющая по отношению к психическому здоровью испытуемых (учителей), которые испытывали колоссальный стресс и чувство вины, которое неизвестно как могло повлиять на их дальнейшую жизнь.
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент - это знаменитый эксперимент, проведенный в 70-х годах 20 века Ф. Зимбардо, суть которого состояла в изучении группового поведения и влияния роли на качества личности. Ф. Зимбардо собрал группу из студентов, которую разделил на заключенных и надзирателей. Длительность исследования должна была составить 2 недели, а бонусом была ежедневная оплата. Эксперимент проводился в подвале факультета психологии, который был оборудован под тюрьму, и образ жизни испытуемых там также воссоздавался тюремный. Рекомендации для надзирателей были - соблюдать порядок и избегать жестокости, однако уже на второй день заключенные восстали против надзирателей, а те начали применять насилие, из-за чего, на 5 день эксперимент по инициативе жены Ф. Зимбардо был досрочно прекращен. Для данного эксперимента характерно прямое нарушение принципа заботы о физическом и психологическом благополучии участников. Также после анализа аудиозаписей эксперимента появились подозрения, что выход ситуации из-под контроля был сповоцирован экспериментатором.
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Бесплатный AI-помощник в учебе
от Автор24 в Telegram
Помощь в учебе всегда под рукой
Запустить бота
Бот Автор24 — помощник в учебе

Поможет за секунду ответить на любой вопрос, придумать план работы, сгенерировать часть работы и задать вопрос Автору.

Перейти в Telegram Bot