Сущность понятия «парадигма»
Парадигма – это образец или модель постановки проблем и их решений.
Это понятие ввел в 1962 г Т. Кун. Он считал, что парадигмами являются признанные научные достижения, которые в течение времени дают модель постановки проблем и их решений.
Как признанный эталон научного достижения парадигма включает закон, теорию, практическое их применение, метод, оборудование и др.
В ходе научной революции одна парадигма, господствующая в течение определенного времени, может смениться другой. Ученые предполагают, что в науке одновременно может развиваться несколько парадигм.
Последствием развития психологии как науки является отсутствие общепризнанной научной парадигмы. Довольно часто один и тот же психологический факт может трактоваться на основе разных психологических концепций.
Т. Кун считал, что зрелость науки должна характеризоваться наличием общепризнанной парадигмы.
Если одна научная парадигма переходит к другой, то речь идет о научной революции, пример таких переходов - переход от геоцентрической системы Птолемея к гелиоцентрической системе Н. Коперника в астрономии или переход от психологии сознания к бихевиоризму в психологической науке.
Данный термин употребляется на общефилософском уровне и на уровне ограниченной области научных знаний.
По логике Т. Куна современная психология требованиям нормальной науки не отвечает и переживает очередную революцию.
Определение этому термину с точки зрения психологической науки дает Г. Айзенк, считая её теоретической моделью, которую разделяет большая часть работников в данной области. Эта теоретическая модель включает согласованные методы исследования, принятые нормы доказательства и опровержения, процедуры экспериментальной проверки.
В более общей типологии парадигм Г.А. Ковалев выделяет объектную, субъектную, субъект-субъектную парадигмы. Человек в первой парадигме выступает пассивным объектом и продуктом внешних условий. Во второй парадигме человек оказывает преобразующее воздействие на психологическую информацию, поступающую извне. С точки зрения субъект-субъектной парадигмы психика выступает в качестве открытой системы, находящейся в постоянном взаимодействии со средой.
По мнению Дж. Келли хорошая психологическая теория должна выражаться языком абстракций, а в индуктивном опыте построения теории личностных конструктов для психолога каждое исследование индивидуума является проблемой формирования концепта.
Поскольку любая практика исследований нуждается в теоретических обобщениях, то и психология, как наука, нуждается в прочном фундаменте – в метатеории, которая представляет собой глобальную теоретическую систему. Данная система предназначена для анализа методов и законов объектной теории.
Естественнонаучная парадигма в психологии
Естественнонаучная парадигма в психологии по времени возникновения является первой, сформировавшейся во время становления психологии как самостоятельной науки.
Рисунок 1. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Позитивизм Канта стал основой естественнонаучной парадигмы психологии, имеющей такие признаки:
- безусловно принимаемые посылы – пространство, время, материя, реальность;
- всё существующее представляет собой некую величину и количество;
- окружающий мир упорядочен;
- происходящие события чем-то обусловлены;
- человек способен понять мир и изучить его.
Объективность и и истинность теоретических положений естественнонаучной психологии проверяется эмпирически, потому что знания она получает с позиции систематического эмпиризма.
Основным фундаментальным отличием естественных наук является опора на чувственное познание, на эмпирические факты. Привязанные к чувственному опыту рассуждения, носят в основном, по отношению к нему объясняющий характер.
Все научные концепции должны соответствовать реальной природе изучаемых феноменов, а в изучаемом явлении должны быть выделены его отдельные признаки. Исследователь при изучении того или иного феномена не должен вмешиваться в исследование.
Природа феноменов носит упорядоченный характер – из этого исходит естественнонаучная психология, поэтому она стремится к выявлению закономерностей каузального типа.
В проведении качественных и количественных исследований, естественнонаучная психология отдает предпочтение последним и в изучаемые явления пытается определить вклад одних факторов независимо от других.
Познать то или иное явление, означает определить его место в системе научных знаний.
Естественнонаучная психология обладает публичностью – это значит, что исследователь предоставляет данные в такой форме, чтобы другие исследователи могли проследить обоснованность гипотез, способ тестированности, результаты и, следовательно, соответствие выводов полученным результатам.
У истоков становления естественнонаучной парадигмы в психологии стояли психологи Г.Т. Фехнер, В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс.
Естественнонаучная парадигма предъявляет основное требование к исследованию – это его объективность, т.е. получение надежных данных, понимаемых однозначно.
Данная парадигма опирается на основные методы – наблюдение и эксперимент, а исследователь занимает позицию незаинтересованного субъекта.
Что касается изучения внутреннего мира человека, то оно не имеет принципиальных отличий от исследования других объектов.
Гуманитарная парадигма в психологии
Многие авторы отмечают, что в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, а источником неоспоримых фактов – естественнонаучная парадигма. Это говорит о том, что в исследовании психической реальности обе парадигмы необходимы.
Гуманитарная парадигма ориентируется на рациональность, предметом заботы которой является культура. Гуманитарная парадигма, по мнению исследователей, обращена к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
В науке гуманитарная парадигма представляет собой познание самого человека, природы и общества. Во все сферы общественной жизни она вносит «человеческое измерение».
У истоков гуманитарной парадигмы стоял И. Кант, а её корни уходят к исследованиям немецкого социолога и психолога В. Дильтея. По его мнению формы познания природы и общества являются чуждыми друг другу сферами бытия, поэтому их надо различать. Он показал ограниченность естествознания, разграничил сферы его применения и метафизики в вопросах существования Бога и души.
В переводе с латинского языка «гуманитарный» означает человеческая природа. Что касается исследований в гуманитарных науках, то их отличает крайняя степень субъективности – одни делают попытку объяснить явления, другие пытаются внести новый смысл, а третьи – в соответствии сл своими идеалами, стремятся повлиять на них.
У объектов и знаний этих наук А.И. Васильев выделяет общие свойства, исходя из трех фундаментальных идей:
- психические функции человека рассматриваются как социально обусловленные;
- человек рассматривается как активная творческая и конкретная индивидуальность;
- основное понятие гуманитарной психологи – это понимание и интерпретация.
Основными чертами гуманитарной психологи являются:
- сознание как основа объективного знания, способное объективно отражать социальные отношения;
- качественные особенности психологических феноменов понимаются без разложения их на отдельные элементы;
- направление исследований на постижение существенных особенностей феноменов;
- конструирование общих паттернов на основе индуктивного метода;
- контроль исследователем соответствия своих идей наблюдаемым феноменам;
- изучаемые феномены определяются концептуально;
- гуманитарная психология стремится к объяснению содержания феномена, а объяснительным принципом является социально-культурная личность человека.
В гуманитарной парадигме понимание выступает как особый научный метод, являясь и процессом и результатом познания.
Базой гуманитарной парадигмы является философия экзистенциализма и герменевтики. На первый план экзистенциализм выдвигает абсолютную уникальность человеческого бытия, а герменевтика определяется как метод, теория истолкования текстов различного рода.
В психологии направлением гуманитарной парадигмы является гуманистическая психология.