Научная деятельность Эриксона
Эриксон Эрик — это знаменитый американский психолог. Он создал свою уникальную схему развития психологической сферы человека, разделив его жизнь на несколько определенных возрастных этапов.
Эриксон также исследовал понятие «Эго», подчеркивая огромную его роль. Эго у него считается чем-то большим, чем «слуга идентификатора». Из работ Эриксона можно понять, что именно Эго связано с функционированием жизненных процессов. Также оно отвечает за хорошие отношения с физической и социальной средой, за ускоренный и эффективный личностный рост. Эго представляется как источник уверенности в собственных силах и самоидентификации.
В 1970 году Эриксон получил Пулитцеровскую премию в области научной литературы за книгу «Правда Ганди».
Главная работа Эрика Эриксона связана с изучением детства и общества в целом. Книга, написанная на эту тему, основана на практическом применении такого явления как психоанализ. Поскольку психоанализ все время был сосредоточен на исследовании расстройств психики, примерами в данной работе являются различные виды конфликтов. Эта работа в основном о детской поре и исторических изменениях.
Теория психолога в основном рассматривает формирование и реализацию Эго. Тем не менее, ученый отметил, что его предположения основаны на идеях З. Фрейда. К тому же, они могут помочь в последующем психологическом и социальном развитии. Стоит отметить, что они еще могут оказать помощь при биологических и социологических исследованиях.
Психолог ввел понятие «психология эго», в котором раскрыта роль эго в жизни человека. Психолог предполагал, что именно Эго направлено на развитие качества жизни. Также оно отвечает за физическое и духовное состояние, за эффективную и успешную социализацию человека.
Как утверждал Эриксон, Эго определяет личность и самооценку человека. Человеческое Я, которое находится глубоко в душе является источником всех побед и проигрышей, радостных и печальных моментов.
Эриксон очень хотел и считал важным исследовать формирование и реализацию Эго. Также он изучал все его особенности и свойства при возникновении различных эмоциональных состояний. Такими состояниями могут быть страх, агрессия.
Из-за развития различных человеческих расстройств и психологических кризисов ученый искал и выбирал психологические методы, которые могли бы эффективно помочь пациенту, например, консультирование, терапия, прием лекарств, гипноз.
Психолог считал, что все проявления можно признать, если они взаимосвязаны с обществом, восприятием, поведенческими факторами.
Работа Эриксона была направлена на:
- Анализ и детальное рассмотрение тех изменений, которые преследуют человека всю его сознательную жизнь, начиная с раннего детства
- Изучение психического состояния людей
- Исследование Эго, которое формирует самоидентификацию и индивидуальность человека.
- Создание таких методик, которые в будущем помогут другим психологам и ученым
Вклад в науку
Основные предположения психолога о личности обосновывают факт существования нормальных, адекватных состояний личности. Также они объясняют патологические, нездоровые варианты возможных ситуаций. Работы этого американского психолога стали основой учебника для психологов, психотерапевтов и других людей, которые интересуются психологией.
Личность является главным понятием в трудах Эриксона. Психология личности содержит в себе множество различных типов или черт характера, которые помогают человеку быть не похожим на других членов социума. Такие качества являются главной особенностью личности.
Эго-идентичность - это настоящее, но в то же время обманчивое представление и восприятие целостности и независимости личности, чувство неизменности внутреннего «Я».
Групповая идентичность представляет собой чувство принадлежности к какой-либо группе общества. Эго-идентичность и групповая идентичность создаются и реализуются на протяжении всей сознательной жизни человека.
Эриксон выделил главные возрастные периоды в формировании личности:
Младенчество. Этот период продолжается с самого рождения и до года с момента рождения ребенка. В самом начале мать должна оказывать ребенку заботу и закладывать основы доверия и ощущения безопасности. В случае, если мать отказалась от ребенка и не собирается его воспитывать, то у маленького человека уж формируются основы недоверия, страха.
Очень раннее детство. Данный период характеризуется различными сомнениями, наличием чувства стыда и сочувствия. Длится он примерно от одного до трех лет. Ребенок в это время может научиться самостоятельно контролировать себя и свои действия. Для этого ребенку нужно заложить основы самостоятельности. Также важно, чтобы расширялся детский кругозор. Если заботы слишком много, то могут возникнуть сомнительные чувства у человека. Также бывает тогда, когда ожидания родственников по отношению к ребенку не реализованы. В таких случаях у ребенка зарождается постоянное чувство стыда и неуверенности в своих силах.
Период игры. Данный промежуток длится от трех до шести лет. В это время дети начинают активно и с любопытством познавать окружающий мир. Они приобретают новые знания, умения и навыки. Ребенок понимает, что у него есть определенные обязанности и перед родителями, и перед самим собой. Иногда дети в этом возрасте уже помогают младшим братьям или сестрам. Могут сами ухаживать за своими животными. Те родители, которые позволяют ребенку исследовать все то, что ему интересно, формируют независимую личность. А родители, которые не дают ребенку познавать то, что он хочет, формируют у ребенка чувство вины и пассивность по отношению к окружающей действительности.
Школьный возраст. Данный промежуток начинается с шести и продолжается примерно до двенадцати лет. В это время дети познают основные дисциплины, запоминают закономерности и последовательности. Также они расширяют объем своих имеющихся знаний и кругозор. Стоит отметить, что в данном периоде дети уже приобретают и накапливают опыт, который постепенно расширяется. Если родители не любят или просто не хотят поддерживать ребенка в каких-то важных для него ситуациях, то это начинает формировать чувство неуверенности перед окружающими людьми.
Подростковый возраст. Этот период представляет собой постепенное созревание. Здесь происходит смена социальных ролей. Данный период Эриксон считает основным и самым главным. В подростковом возрасте становится понятнее и ощутимее человеческое будущее. Дети, находясь в подростковом возрасте, начинают пробовать новые социальные роли. Но может быть неудачное развитие новой роли, после чего данная роль сменяется на другую.
Молодость или зрелость. Данный период начинается с двадцати лет, а заканчивается он примерно в 26 лет. Он характеризуется интимностью или изоляцией. Интимностью является то ощущение близости, которое человек проявляет к родным и дорогим для него людям. Если у человека были неудачные попытки общения или налаживания отношений с другими людьми, то появляется одиночество и изоляция личности.
Зрелость. Данный период длится до 64 лет. Он характеризуется инертностью или высокой работоспособностью. В это время человек заботится о младшем поколении.