Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмпирические методы исследования личности

Все предметы / Психология / Эмпирические методы исследования личности
Определение 1

Эмпирический метод исследования личности — это метод, в основе которого лежит практика.

Методы эмпирического исследования

Эмпирическое знание включает совокупность высказываний о реальных (эмпирических) объектах. В его основе лежит чувственное познание. Рациональный момент, как и его формы (например, суждения, понятия и др.) присутствуют здесь, но обладают подчиненным значением. По этой причине исследуемые объекты отражаются преимущественно со стороны их внешних связей и проявлений, которые доступны для созерцания и выражают внутренние отношения.

Эмпирическое исследование имеет опытный характер. Важным элементом такого исследования считается факт. Оно не имеет промежуточных звеньев и концентрируется на своем объекте. Эмпирические исследования производятся с помощью следующих приемов и средств:

  • Описание,
  • Сравнение,
  • Измерение,
  • Эксперимент,
  • Наблюдение,
  • Анализ,
  • Индукция.

Особенности наблюдения, сравнения и измерения

Наблюдение состоит в преднамеренном и направленном восприятии объекта познания (например, личности). Оно требуется для получения информацию о форме, свойствах и отношениях. Наблюдение — это не пассивное созерцание, а активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта в отношении объекта. Она усиливается благодаря дополнительным средствам наблюдения, фиксации информации и ее трансляции.

Наблюдение личности должно осуществляться при соблюдении нескольких условий. В первую очередь, важно выбрать цель наблюдения, его методику, составить план наблюдения. Впоследствии большое значение имеет контроль корректности и надежности полученных результатов, процессы обработки, осмысления и интерпретации полученной информации.

Измерение как метод эмпирического исследования представляет собой прием в познании. С его помощью происходит количественное сравнение величин одного и того же качества (например, сравнение характеристик личности разных испытуемых, сравнение полученного результата с нормативным) . Фиксация качественных характеристик объекта, как правило, происходит с помощью приборов, а установление количественной специфики осуществляется благодаря измерениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Важным методом исследования личности является сравнение. Это один из самых распространенных и универсальных методов исследования личности в психологии. С математической точки зрения сравнение представляет собой соотношение между двумя целыми числами «а» и «б», означающее, что разность (а — б) будет делиться на заданное целое число, которое называется модуль С.

В эмпирическом исследовании сравнение представлено установкой сходства или различия предметов и явлений действительности. В ходе этой процедуры происходит выявление того общего, что характерно для двух или нескольких объектов. В явлениях определяется общее, которое повторяется.

Для эффективного и правильного сравнения, оно должно удовлетворять основным требованиям. В первую очередь, подвергать сравнению необходимо только явления, между которыми может присутствовать соответствующая объективная общность. Не допускается сравнивать изначально несравнимые вещи, — это ничего не даст. В лучшем случае здесь исследователь придет лишь к поверхностным и поэтому бесплодным аналогиям.

Второе правило состоит в том, что сравнение должно происходить по наиболее важным признакам. Если его осуществлять по несущественным признакам, то это приводит, как правило, к заблуждению. Так, формально сравнивая двух людей с точки зрения черт их характера или особенностей личности, можно найти в них много общего. Если при этом упустить сравнение по важнейшим параметрам (например, уровень тревожности, эмоциональная сфера, тип темперамента и др.), то легко допустить методологическую ошибку, которая ведет к односторонним выводам.

Объекты, которые интересуют исследователя, могут сравниваться непосредственно или опосредованно (например, с помощью сравнения с каким-либо третьим объектом). В первой ситуации обычно получают качественные результаты (больше/меньше; светлее/темнее; выше/ниже и т.д.). Тем не менее, уже при таком сравнении получают простейшие количественные характеристики, которые выражают в числовой форме количественные различия объектов (больше в два раза, выше в три раза и т.п.).

Эксперимент как эмпирический метод исследования

Эксперимент представляет собой исследование каких-либо явлений с помощью активного воздействия на них. Оно осуществляется с помощью формирования новых условий, которые соответствуют целям исследования. Также может происходить изменение течения процесса в требуемом направлении.

Экспериментальные исследования считаются наиболее сложным и эффективным метод эмпирического исследования, который предполагает применение наиболее простых эмпирических методов. В эксперименте может использоваться наблюдение, сравнение и измерение. Тем не менее, суть метода состоит не в особой сложности, «синтетичности», а в целенаправленном и преднамеренном преобразовании изучаемых явлений. Здесь большую роль играет вмешательство экспериментатора в зависимости от его целей в течение естественных процессов.

Если сравнить эксперимент с наблюдением, то преимущества эксперимента включают:

  • Возможность исследования того или иного явления в «чистом» виде, устранение факторов, которые «затемняют» основной процесс;
  • Получение исследователем точного знания именно об интересующем явлении;
  • Получение возможности исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (например, температуре, давлении и др.).

Основным достоинством эксперимента также считается его повторяемость. В ходе экспериментов необходимое наблюдение, сравнение и измерение проводятся чаще всего столько раз, сколько необходимо для получения достоверной информации. Данная особенность экспериментального метода сделала его весьма ценным для исследования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис