Эмпирический метод исследования личности — это метод, в основе которого лежит практика.
Методы эмпирического исследования
Эмпирическое знание включает совокупность высказываний о реальных (эмпирических) объектах. В его основе лежит чувственное познание. Рациональный момент, как и его формы (например, суждения, понятия и др.) присутствуют здесь, но обладают подчиненным значением. По этой причине исследуемые объекты отражаются преимущественно со стороны их внешних связей и проявлений, которые доступны для созерцания и выражают внутренние отношения.
Эмпирическое исследование имеет опытный характер. Важным элементом такого исследования считается факт. Оно не имеет промежуточных звеньев и концентрируется на своем объекте. Эмпирические исследования производятся с помощью следующих приемов и средств:
- Описание,
- Сравнение,
- Измерение,
- Эксперимент,
- Наблюдение,
- Анализ,
- Индукция.
Особенности наблюдения, сравнения и измерения
Наблюдение состоит в преднамеренном и направленном восприятии объекта познания (например, личности). Оно требуется для получения информацию о форме, свойствах и отношениях. Наблюдение — это не пассивное созерцание, а активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта в отношении объекта. Она усиливается благодаря дополнительным средствам наблюдения, фиксации информации и ее трансляции.
Наблюдение личности должно осуществляться при соблюдении нескольких условий. В первую очередь, важно выбрать цель наблюдения, его методику, составить план наблюдения. Впоследствии большое значение имеет контроль корректности и надежности полученных результатов, процессы обработки, осмысления и интерпретации полученной информации.
Измерение как метод эмпирического исследования представляет собой прием в познании. С его помощью происходит количественное сравнение величин одного и того же качества (например, сравнение характеристик личности разных испытуемых, сравнение полученного результата с нормативным) . Фиксация качественных характеристик объекта, как правило, происходит с помощью приборов, а установление количественной специфики осуществляется благодаря измерениям.
Важным методом исследования личности является сравнение. Это один из самых распространенных и универсальных методов исследования личности в психологии. С математической точки зрения сравнение представляет собой соотношение между двумя целыми числами «а» и «б», означающее, что разность (а — б) будет делиться на заданное целое число, которое называется модуль С.
В эмпирическом исследовании сравнение представлено установкой сходства или различия предметов и явлений действительности. В ходе этой процедуры происходит выявление того общего, что характерно для двух или нескольких объектов. В явлениях определяется общее, которое повторяется.
Для эффективного и правильного сравнения, оно должно удовлетворять основным требованиям. В первую очередь, подвергать сравнению необходимо только явления, между которыми может присутствовать соответствующая объективная общность. Не допускается сравнивать изначально несравнимые вещи, — это ничего не даст. В лучшем случае здесь исследователь придет лишь к поверхностным и поэтому бесплодным аналогиям.
Второе правило состоит в том, что сравнение должно происходить по наиболее важным признакам. Если его осуществлять по несущественным признакам, то это приводит, как правило, к заблуждению. Так, формально сравнивая двух людей с точки зрения черт их характера или особенностей личности, можно найти в них много общего. Если при этом упустить сравнение по важнейшим параметрам (например, уровень тревожности, эмоциональная сфера, тип темперамента и др.), то легко допустить методологическую ошибку, которая ведет к односторонним выводам.
Объекты, которые интересуют исследователя, могут сравниваться непосредственно или опосредованно (например, с помощью сравнения с каким-либо третьим объектом). В первой ситуации обычно получают качественные результаты (больше/меньше; светлее/темнее; выше/ниже и т.д.). Тем не менее, уже при таком сравнении получают простейшие количественные характеристики, которые выражают в числовой форме количественные различия объектов (больше в два раза, выше в три раза и т.п.).
Эксперимент как эмпирический метод исследования
Эксперимент представляет собой исследование каких-либо явлений с помощью активного воздействия на них. Оно осуществляется с помощью формирования новых условий, которые соответствуют целям исследования. Также может происходить изменение течения процесса в требуемом направлении.
Экспериментальные исследования считаются наиболее сложным и эффективным метод эмпирического исследования, который предполагает применение наиболее простых эмпирических методов. В эксперименте может использоваться наблюдение, сравнение и измерение. Тем не менее, суть метода состоит не в особой сложности, «синтетичности», а в целенаправленном и преднамеренном преобразовании изучаемых явлений. Здесь большую роль играет вмешательство экспериментатора в зависимости от его целей в течение естественных процессов.
Если сравнить эксперимент с наблюдением, то преимущества эксперимента включают:
- Возможность исследования того или иного явления в «чистом» виде, устранение факторов, которые «затемняют» основной процесс;
- Получение исследователем точного знания именно об интересующем явлении;
- Получение возможности исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (например, температуре, давлении и др.).
Основным достоинством эксперимента также считается его повторяемость. В ходе экспериментов необходимое наблюдение, сравнение и измерение проводятся чаще всего столько раз, сколько необходимо для получения достоверной информации. Данная особенность экспериментального метода сделала его весьма ценным для исследования.