Эмоциональный интеллект современного менеджера — это показатель, который включает множество различных навыков и умений, которые объединяют в несколько больших групп, включая самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и умение управлять взаимоотношениями.
Качества современного менеджера
В психологии рассматриваются четыре элемента эмоционального интеллекта:
- самосознание,
- самоконтроль,
- социальную чуткость,
- управление отношениями.
Первые две составляющие предназначены для определения того, насколько хорошо человек понимает себя, умеет управлять собой и контролирует собственные чувства.
Социальная чуткость и управление отношениями необходимы для отражения способности человека распознавать эмоции других людей, управлять ими. На этой основе появляется возможность наладить отношения с людьми.
При развитии самосознания и самоконтроля управленцы учатся эффективно использовать сильные стороны и управлять эмоциями. Благодаря этому они с воодушевлением идут к своим целям, вызывая аналогичный энтузиазм у окружающих людей. Зная, какой заразительной силой могут обладать эмоции, необходимо отслеживать чувства и настроение.
Вдумчивые люди постоянно анализируют изменения внутреннего состояния. Они стремятся не только к пониманию себя, но и стараются удовлетворить свои эмоциональные потребности. Для успешной работы со стрессом менеджеру необходимо находить время для успокоения и уединенных размышлений. Позитивному настрою будут способствовать:
- Самоанализ;
- Осмысление жизненной позиции;
- Обдумывание ценностных ориентиров;
- Общение с близкими людьми.
Овладев искусством понимать чувства других, человек приобретает способность воздействовать на мотивацию работников и с помощью этого начинает достигать результативной работы коллектива. Это способствует также повышению корпоративной культуры. Если отдать пальму первенства коллективной работе, то управленец должен уважать и поощрять индивидуальность. Важно учиться воспринимать своих подчиненных с профессиональных и общечеловеческих позиций, находя время для личного общения с ними. Люди любят, когда публично отмечают их успехи, после чего показывают творческий подход к работе и усердие.
Эмоциональный интеллект в современном управлении
Эмоциональный интеллект — это определяющий фактор эффективного лидерства. В этой сфере не следует преуменьшать значение общего интеллекта, который представляет собой уровень умственного развития. Лидеру нужно уметь определять закономерности в разрозненных фрагментах информации для понимания стратегии развития и знания рыночной конъюнктуры.
Для лидера в плане эмоционального интеллекта большое значение имеют следующие аспекты:
- Личностные навыки,
- Социальные навыки,
- Самосознание.
- Эмоциональное самосознание,
- Точная самооценка, предполагающая знание своих сильных сторон и предела возможностей.
Для такого качества, как самоконтроль имеет большое значение обуздание эмоций. Менеджер должен уметь контролировать разрушительные эмоции и импульсы, быть открытым, проявляя честность и прямоту. Для него важно такое качество, как адаптивность, которая представляет собой способность подстроиться под изменяющиеся обстоятельства. Воля к победе в качестве упорного продвижения к намеченной цели является еще одним важным аспектом эмоционального интеллекта.
Социальная чуткость предполагает сопереживание. Оно заключается в способности чувствовать и понимать позицию других людей, уметь проявлять участливое отношение к их проблемам. Менеджеру важна и деловая осведомленность для понимания текущих событий и правильного их проецирования на организационную политику и иерархию ответственности. Важным здесь также считается предупредительность, когда лидер способен признать и удовлетворить потребности подчиненных, клиентов и потребителей.
Управление отношениями предполагает воодушевление (умение повести за собой благодаря тому, что показывается захватывающая картина будущего), влияние (овладение тактикой убеждения), наставничество (участие в самосовершенствовании работников, поощрение развития способностей).
Для менеджера важна предприимчивость, благодаря которой он получает способность инициировать преобразования и улучшать методы управления. Миротворчество помогает регулировать конфликтные ситуации и решать разногласия для достижения консенсуса. Сотрудничество представляет собой контактность в отношении сослуживцев и умение работать в команде.
Особенности эмоционального интеллекта
Знания, умения и когнитивные способности современного менеджера являются условием успеха в современном мире. Это «обязательный минимум» начальственной должности, не обеспечив который менеджер просто не может и не должен ее занимать. Если же он уже становится руководителем, то на первое место выступают не сами профессиональные знания, а то, каким образом он умеет их использовать.
Для эмоционального интеллекта важны две позиции — сотрудничество и социальная корпоративность. Это связано с тем, что смысловое содержание остальных компонентов прозрачно и достаточно просто воспринимается даже интуитивно. Эмоциональные и физиологические реакции людей, как правило, едва уловимы. Они становятся важнейшими источниками информации, понимать лучше которые помогает эмоциональный интеллект.
В каждый момент времени благодаря вербальным каналам коммуникации люди сообщают друг другу информацию о собственном психологическом состоянии. Даже самые мелкие мышечные движения и мимика способны информировать окружающих людей об истинном эмоциональном настрое.
Менеджер, обладая эмоциональным интеллектом, получает возможность тщательно отслеживать реакции других людей. Он начинает лучше понимать их чувства, более точно интерпретирует их мысли и мнения. Подобное молчаливое общение по эмоционально-психологическим каналам предполагает восприятие чужих переживаний напрямую, не пропуская их через фильтры субъективизма и предрассудков.