Феномен «эмоционального выгорания»
Особый интерес у многих исследователей в области психологии вызывает феномен «эмоционального выгорания». Термин это был введен американским психиатром Г. Фрейденбергом в 1974 году.
Эмоциональное или профессиональное выгорание – это синдром, который характеризуется эмоциональным, физическим, личностным и энергетическим истощением человека на фоне профессиональной деятельности. Данный синдром специфичен и проявляется у лиц, чья сфера деятельности подразумевает работу с людьми.
Примерами таких профессий являются учителя, врачи, полицейские, психологи, работники сферы обслуживания и т.д.
Трудовая деятельность людей указанных выше профессий связана с постоянным стрессом и большим количество напряженных ситуаций. Внутреннее накопление негативных эмоций у человека и невозможность их «разрядки» приводит к эмоциональному истощению и возникновению данного синдрома.
Эмоциональное истощение представляет собой совокупность таких ощущений, как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, собственная бесполезности, нехватка эмоциональных ресурсов, которые возникают у субъекта.
Личностные особенности человека играют важную роль в подверженности эмоциональному выгоранию. Подтвержденным фактом является то, что люди, обладающие такими качествами как эмпатия, мягкость, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертность и фанатичность, наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. Также стоит отметить, что зачастую у женщин эмоциональное истощение происходит быстрее, чем у мужчин.
Организационные вопросы трудовой деятельности также являются важным аспектом в формировании эмоционального выгорания. Многочасовая трудовая деятельность, большой объем работы, сжатые сроки выполнения, неадекватность руководства к содержанию работы, нехватка отдыха, отсутствие перспектив в профессиональной карьере, напряженность и конфликты в коллективе и т.д. являются факторами, способствующими эмоциональному выгоранию.
Также выделяют ролевой фактор, для которого характерна ролевая конфликтность и неопределенность.
Барьеры общения
Иногда в процессе общения человек может столкнуться с тем, что его слова, выражающие определенные мысли и побуждения, могут быть некорректно интерпретированы собеседником. Собеседник как будто бы защищен неким барьером, через который слова и эмоции не проходят или в процессе прохождения претерпевают сильные изменения. Такие барьеры называют барьерами общения.
Барьеры общения – это определенные психологические сложности, которые возникают в процессе общения людей и способствуют возникновению конфликтов, а также нарушению адекватного взаимодействия между субъектами.
Барьеры общения многообразны и имеют свою сложную классификацию. Рассмотрим наиболее распространенный барьер – барьер отрицательных эмоций. Его наличие указывает на определенное психоэмоциональное состояние личности.
Различают следующие виды барьеров отрицательных эмоций:
Барьер страдания или горя. Сущностью данного барьера является то, что человек мысленно сконцентрирован на душевной или физической боли, которую он испытывает. В связи с этим чужие эмоции могут порождать неадекватную реакцию субъекта. Например, чужая радость может вызвать зависть или жалость к себе;
Барьер гнева. Причиной возникновения этого барьера может стать чувство неудовлетворенности, несправедливости или обиды. Внимание человека сконцентрировано на причине своего гнева, поэтому он не хочет и не может говорить о другой теме. Попытки коммуникации могут усилить проявление негативных эмоций, поэтому преодоление данного барьера является наиболее сложной задачей;
Барьер отвращения или брезгливости. Указанный барьер может быть вызван у человека его негативным отношением к определенным привычкам, пренебрежением правилами личной гигиены или неприятными манерами;
Барьер презрения. Базисом формирования этого барьера являются предрассудки или стереотипы;
Барьер страха. Причиной формирования является наличие у человека определенного страха, который может породить беспринципность, заискивание или ложь;
Барьер стыда и вины. Причиной возникновения стыда зачастую является критика, иногда неуместная похвала. Он проявляется в виде ощущения неуместности происходящего, либо чувства неловкости за себя или за кого-то другого;
Барьер настроения. Настроение в процессе коммуникации является одним из ключевых факторов. Причины того или иного настроения человека чрезвычайно разнообразны.
Влияние эмоционального выгорания на формирование эмоционального барьера
Одним из проявлений эмоционального выгорания является деперсонализация. Она возникает на фоне равнодушного или отрицательного отношения к людям, с которыми человеку приходится сталкиваться во время трудовой деятельности. Коммуникация с ними становится формальной, а затем начинает вызывать раздражение. Это раздражения поначалу внешне не проявляется, однако, после накопления человеку становится сложно сдерживать это чувство. Это приводит к бурному выплеску, который зачастую порождает межличностные конфликты.
Стоит отметить, что эмоциональное выгорание приводит к возникновению повышенной тревожности, депрессии, неадекватному проявлению эмоций и даже психосоматическим заболеваниям.
Человек, страдающий эмоциональным выгоранием, испытывает:
- Раздражение;
- Разочарованность;
- Обиду;
- Отсутствие желаний;
- Подавленность;
- Опустошенность;
- Отчаяние;
- Безысходность;
- Стресс;
- Конфликтность.
Эмоциональное выгорание является причиной плохого настроения человека, чувства бесполезности, равнодушия, депрессии, неудовлетворенности и т.д., что является предпосылками формирования барьера отрицательных эмоций. Это усложняет взаимодействие между людьми и приводит к возникновению межличностных конфликтов. Таким образом эмоциональное выгорание является фактором возникновения барьера отрицательных эмоций.