Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.
Далее рассмотрим понятие эмоций, их природу, развитие и значение в жизни человека.
Понятие эмоций
Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.
Природа эмоций
- Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
- Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
- Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.
Развитие эмоций
Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, эмоции развиваются путем интериоризации. По сути, на базисе определенных врожденных реакций ребенка у него постепенно развивается восприятие как своих собственных эмоций, так и окружающих его людей.
Самые ранние эмоциональные реакции детей связаны, разумеется, с его биологическими потребностями. Сюда относятся потребности, например, в еде.
Довольно скоро у ребенка начинают возникать чувства страха и гнева, которые носят неосознанный характер. Примерно в дошкольном возрасте они уже более осознаваемы ребенком.
Также, кроме чувств страха и гнева, у ребенка скоро появляется сочувствие.
Каким образом происходит формирование и развитие эмоций ребенка? Разумеется, данный процесс протекает в ведущей деятельности – игре. Так, рассмотрим формирование положительных эмоций в исследованиях К. Бюлера. Он изучал переживания удовольствия в игре и выделил их постепенный сдвиг по мере развития ребенка. Итак, рассмотрим три основные ступени:
- возникновение удовольствия в сам момент получения желаемого результата;
- функциональная ступень (удовольствие в самом процессе игры);
- предвосхищение удовольствия (эмоциональная реакция появляется в начале игровой деятельности).
Одна из особенностей эмоциональных реакций детей заключается в их аффективном характере. Это означает, что эмоции детей, подобно аффекту, возникают внезапно и бурно протекают. У детей в более старшем возрасте появляется произвольность в плане эмоциональных реакций на фоне смены социальной ситуации развития, то есть взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Отрицательные эмоции возникают под действием фрустрации. Привычные способы разрешения фрустрируюшей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность.
Помимо формирования эмоций как положительных, так и отрицательных, у детей также формируются нравственные чувства. Основы нравственности появляются у ребенка тогда, когда он слышит похвалу или порицания.
Также формируются и эстетические чувства. Они могут развиваться как на уроках творческой деятельности, так и при прослушивании музыки.
Роль и значение эмоций в жизни людей
Эмоции выполняют две основные функции:
- регуляция состояния организма;
- регуляция поведения индивида.
Рассмотрим более подробно перечень функций эмоций на рисунке 1.
Рисунок 1. «Функции эмоций»
Необходимо подчеркнуть то, что эмоции каждого человека носят уникальный характер. Разумеется, при воздействии одного и того же стимула на группу людей, можно заметить схожесть между проявлениями эмоций, однако для всех них характерен процент уникальности. Само разнообразие эмоций можно проследить в настроении как эмоциональном фоне. Под влиянием самых разных факторов мы можем наблюдать повышенное настроение у одних людей, и пониженное – у других.
Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.
Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.
Также рассмотрим внешнее выражение эмоций, представленное на рисунке 2.
Рисунок 2. «Внешнее выражение эмоций (А – удовольствие, Б - сдержанность, В – огорчение)»