Этнопсихология: зарождение, развитие и основные направления исследований
Этнопсихология - это одно из направлений психологии, основной целью которого является изучение особенностей психического склада разных рас и народов. Это самостоятельная и довольно молодая отрасль психологии.
Данное направление является междисциплинарным, оно возникло на стыке культурной антропологии, психологии, социологии, этнографии.
Главный вопрос, который раскрывает этнопсихология: как и в какой мере культура влияет на внутренний мир человека. Ведь ту роль, которая играет культура в познании человека - огромна. Культура стала неотъемлемой частью разных исследований, которые связаны с изучением человеческого поведения.
Сам термин «этническая психология» был предложен немецкими философами и лингвистами Х. Штейнталем и М. Лацарусом во второй половине 19 века.
Совместными усилиями они сформулировали такое направление как психология народов, основной идеей которого является представление о том, что язык, культура, религия, быт, традиции и обычаи являются проявлением психологии народа как коллективного разума, чувств, воли и темперамента.
Основной задачей психологии народов является раскрытие механизмов, по которым протекает духовная жизнь народов.
В. Вундт занялся дальнейшей разработкой этого направления и акцентировал внимание на том, что психология народов не может напрямую зависеть от психологии индивидуумов, формирующих этот народ. Основными единицами описания психологии народов являются язык, мифы и обычаи.
Идеи Вундта в том числе подверглись критике Г. Шпетом, который развивал свою точку зрения на этническую психологию в феноменологическом ключе.
Однако сама школа психологии народов стала началом и отправной точкой для развития понимающий психологии Дильтея и Шпрангера.
В становлении и развитии этнопсихологии принимали участие лингвисты, археологи, историки, социологи, этнологи и антропологи.
Emic- и etic-подход в этнопсихологии: особенности и различия
В начале двадцатого века произошло разделение этнической психологии на 2 крупных направления: этнологическое (психологическая антропология) и сравнительно-культурное (кросс-культурное).
Психологическая антропология занимается изучением одной культуры, внутри которой исследователь раскрывает специфичные для данной культуры единицы и термины, связи между психологическими переменными на уровне одной этнической общности.
Сравнительно-культурная психология занимается изучением нескольких культур, внутри которых исследователь изучает сходство и различие психологических переменных на уровне разных этнических общностей.
Этнологическое направление называется emic, а сравнительно-культурное - etic.
Названия этих подходов не переводимы на русский язык, они сформулированы американским лингвистом К. Пайком аналогично таким понятиям, как «фонетика» (раздел лингвистики, изучающий звуки, которые имеются во всех языках) и «фонемика» (раздел лингвистики, изучающий звуки, специфичные для определенного языка).
Таким образом, еmic-подход ориентирован на выделение культурно-специфичных характеристик определенной культуры, а etic-подход ориентирован на выделение некоторых универсальных элементов в разных культурах.
Основные особенности emic-подхода сформулированы в трудах английского антрополога М. Мид, в своей автобиографической книге она писала о том, что антрополог, изучая другую культуру, должен абстрагироваться от имеющихся у него культурных конструктов и отказаться от попыток сравнения изучаемой культуры с другими культурами.
Главные различия между etic- и emic-подходами сформулировал Дж. Берри.
Основная специфика emic-подхода состоит в следующем:
- исследователь изучает одну культуру,
- исследователь использует для изучения культурно-специфичные единицы анализа и термины носителей данной культуры,
- как правило, работы в рамках emic-подхода содержат всегда словарь терминов и понятий, характерных для данной культуры,
- сами элементы культуры и быта анализируются изнутри самой системы, с точки зрения представителей данной культуры,
- исследователь заранее не представляет и не знает, какие культурные единицы анализа он будет раскрывать в своей работе.
Основной предмет исследований emic-подхода - это система связей между психологическими переменными: внутренним миром личности человека и этнокультурными особенностями на уровне этнической общности. Основные методы исследования полевые - наблюдения.
Etic-подход отличается следующими особенностями:
- изучаются две и более культуры,
- основная задача - объяснение различий между исследуемыми культурами,
- исследователь является внешним наблюдателем, не погружаясь во внутреннюю систему культуры,
- единицами анализа являются заранее известные для исследователя переменные, свободные от культурного влияния.
Таким образом, предмет изучения - сходства и различия психологических переменных в разных культурах.
Исследования в рамках данного подхода строятся с помощью объективных методов: психологические тесты, интервью, контент-анализ мифов, сказок и т. д.
Основные достоинства и недостатки etic- и emic-подходов
К данному моменту все основные достижения этнопсихологии, как правило, связаны именно с реализацией emic-подхода. Однако он также обладает и своими ограничениями: существует высокая вероятность того, что исследователь бессознательно начнет сравнивать исследуемую культуру с имеющимися у него эталонами. Ведь аспект того, насколько глубоко исследователь способен окунуться в изучаемую культуру, которая далека от него и отлична, чтобы понять её и максимально адекватно и непредвзято описать её, остаётся трудно контролируемым.
В этом проявляется уязвимость данного подхода в сравнении двух или нескольких культур в силу их уникальности и культурной специфических особенностей.
В контексте etic-подхода многие исследователи критически отзываются об «объективности» методов исследований данного направления, считая, что практически невозможно найти такие адекватные методы и показатели для сравнения в силу того, что каждая культура - это отдельный и уникальный мир.
Известный американский психолог Г. Триандис отмечает, что большинство так называемых etic-исследований являются скорее псевдо-etic, поскольку авторы таких исследований либо вообще не могут абстрагироваться от системы мышления своей культуры, либо сконструированные ими категории не являются свободными от культуры.
В данном ключе уместно формирование комплексного подхода этнопсихологических исследований: сперва выделяются etic-универсальные категории, которые затем уже анализируются с помощью emic-специфичных для каждой культуры методов и затем уже сравниваются, опираясь на etic-подход. Г. Триандис предложил такое обозначение для этого комплексного подхода: «etic-emic-etic».
Такие комплексные исследования требуют слаженной работы психологов и этнологов.