Экспериментальные методы в психологии — это методы, в основе которых лежит направленное формирование условий, обеспечивающих выделение исследуемого фактора и регистрацию изменений, связанных с его действием.
Понятие методов и методик
Ключевое понятие в психологии в целом и в психологической диагностике, в частности, представлено категорией «психодиагностические средства». Они включают методы и методики, с помощью которых осуществляется решение различных диагностических задач.
Метод является обобщённым способом действия, путем исследования для достижения диагностической цели. Система методов — это совокупность однородного класса психодиагностических методик. Его определяют общим родством технологических приёмов и процедур для проведения всех методик определенного типа.
Методы психологической диагностики включают:
- Тестирование;
- Опросники и анкеты;
- Проективную методику;
- Психофизиологический метод,
- Метод интервью и беседы;
- Наблюдение,
- Анализ продуктов деятельности;
- Экспериментальный метод.
Каждый метод обладает собственной спецификой, так как представляет собой особый способ построения и осуществления исследования в соответствии с целью и участниками. В психологических исследованиях необходимо применять разные методы, что позволит получить более объективные выводы.
Методика представляет собой конкретные приёмы и средства, предназначенные для достижения диагностической цели. Они направлены на исследование некоторых свойств или параметров. Как правило, методика — это воплощение или реализация определённого метода. Частные методики привязаны к решению узких практических задач. Они концентрируются на диагностике выбранных свойств.
Понятие «метод» — это более широкий термин, чем «методика». Категория «методика» представляет собой частный вариант какого-либо метода.
Например, метод тестирования представлен в сотне конкретных воплощений (тест Д. Векслера, Р. Амтхауэра, ШТУР и др.). Проективные методы воплощены в методиках: «Незаконченные предложения», «Чернильные пятна», «Рисунок несуществующего животного» и др.
Особенности и виды экспериментальных методов
Научно-психологические исследования могут быть теоретического (научно-познавательного) и практического характера. Также они бывают прикладными (научно-экспериментальными).
Основные признаки любого экспериментального исследования включают:
- Выявление актуальной и значимой проблемы, которая представляет собой проблемное поле;
- Формулирование гипотезы, которая является научным предположением о том, каким образом можно решить проблему;
- Осуществление эксперимента, цель которого состоит в проверке гипотезы (полное или частичное подтверждение либо опровержение);
- Процесс сравнения данных до и после эксперимента, для чего используются точные методы математической статистики.
В науке различают научно-исследовательский и диагностический вид эксперимента. Первый из них концентрируется на определении новых закономерностей с помощью активного вмешательства исследователей в изучаемое явление (формирование и изменение условий, включая их неоднократное воспроизведение). Этот тип экспериментальных методик требует постановки проблемы и гипотезу.
Второй вид эксперимента по этой классификации включает процесс распознавания актуального состояния испытуемых в их соотношении с ранее установленными нормами. Далее специалисты относят их к известным выделенным классам (типу, диагностической категории).
С общефилософской позиции методы исследования (решения проблем) можно разделить на теоретические (методы, связанные с научным мышлением) и эмпирические (получение фактического материала).
Эмпирические методы делят на основные (например, эксперимент) и дополнительные (например, тест и моделирование).
Основные методы дают возможность собрать большую долю фактического материала. Дополнительные методы являются специфическими формами, приёмами сбора фактического материала. В целом их можно свести к экспериментальным методам или наблюдению. Как правило, по этой причине они дополнительно осуществляются в преимущественно экспериментальном или наблюдательном исследовании.
Проведение экспериментальных исследований
Использование экспериментальных методик в рамках экспериментальных исследований характерно для психологического консультирования и психотерапии. Если обратиться к мнению довольно большого количества исследователей, то эксперимент — это необходимый элемент практической деятельности специалистов. Это связано с тем, что экспериментальные методики дают возможность понять эффективность конкретного технического приема (фактора), связанного с оказанием психологической помощи.
Оценку эффективности психотерапевтических методов относят к самым сложным задачам исследования. Проблема экспериментальных методик именно в пределах психологического консультирования и психотерапии воспринимается неоднозначно. Ее рассматривают ученые различных направлений. Многие из них считают экспериментальные исследования неотъемлемым элементом психологического консультирования и психотерапии.
Тем не менее, существует ряд положений, позволяющих понять возможность и уникальность экспериментальных методик в психотерапии и консультировании, включая их воздействие на развитие этих направлений.
В отношении экспериментальных исследований в психологии важно отметить то, что их всегда проводят в специально созданных условиях (например, кабинете консультанта или психотерапевта, в объединенной или подобранной для работы группе клиентов и др.).
Особенности экспериментальных методик состоят в том, что управление создаваемыми условиями выражено в следовании консультантом требованиям выбранного теоретического подхода. Форма оказания помощи может быть индивидуальной, групповой, семейной.