Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффект Зайонца (эффект аудитории, или наблюдателя)

Исследования эффекта аудитории

Наиболее ранние исследования данного эффекта относят еще к 1898 году, когда американский психолог Норман Триплетт обнаружил, что велосипедисты показывают лучшие результаты, когда соревнуются друг с другом, нежели в простых заездах на время. Психолог для проверки своего наблюдения организовал эксперимент, в котором дети должны были как можно быстрее намотать рыболовную леску на катушку: однако они это делали либо поодиночке, либо в парах. Исследование показало, что лучшие результаты были показаны при условии совместной деятельности при наличии партнера.

Интересно, что в животном мире были обнаружены сходные проявления: муравьи выкапывают в три раза больше песка в присутствии своих сородичей, животные в целом употребляют больше пищи в присутствии представителей их вида.

Замечание 1

Так или иначе, исследовательские данные говорят о социальной фасилитации - повышении результативности выполнения задачи в присутствии других людей (партнеров, конкурентов).

В социальной психологии было проведено множество исследований в направлении данного феномена. Основные методологические критерии, которым должно было удовлетворять такое исследование следующие:

  • в исследовании необходимо использовать как простые, так и сложные задачи, которые можно измерить каким-то образом,
  • задачи должны быть построены так, чтобы сами участники не могли самостоятельно сравнить свои результаты, чтобы не было четких критериев «хорошей» и «плохой» работы;
  • необходимо создать такие условия работы, чтобы испытуемый не мог понять, что за ним наблюдают, а его результаты оценивают

В одном из исследований, которое отвечало всем 3 критериям, испытуемым нужно было переодеться в предоставленную им одежду. Для смены каждого вида одежды фиксировалось время.

«Эффект Зайонца (эффект аудитории, или наблюдателя)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Испытуемые были случайным образом разделены: в первом случае, за участниками наблюдал человек, сидевший в углу комнаты (аудитория), во втором случае, в комнате находился человек, не обращавший внимания на участников и занимавшийся ремонтом мебели (случайная аудитория), в третьем случае, испытуемые не знали, что за ними наблюдают и были одни (без аудитории)

Результаты показали, что наличия любой аудитории достаточно, чтобы повлиять на поведение испытуемых: в одиночестве время переодевания было на 2-3 секунды дольше.

Суть эффекта Зайонца

Определение 1

Эффект аудитории - это феномен, проявившийся в экспериментах Роберта Зайонца, суть которого состоит в том, что присутствие любого внешнего наблюдателя (экспериментатора или ассистента) влияет на поведение испытуемого и изменяет его.

Наиболее ярко данный эффект проявлялся в исследованиях со спортсменами, так было выявлено, что они показывают лучшие результаты в соревновательной обстановке, нежели в тренировочной. Однако во время тренировки или заучивания каких-то комбинаций и навыков наличие аудитории скорее смущает испытуемых и снижает результативность деятельности, а когда навык уже отработан, то наоборот - результат становится лучше.

Дополнительные исследования и эксперименты в области данного эффекта показали некоторые нюансы:

  1. Не всякий наблюдатель или аудитория способна оказывать такое влияние на поведение испытуемого и реализацию его деятельности: влияние способен оказать лишь релевантный и компетентный для испытуемого наблюдатель, который может, по его мнению, дать ему какую-то оценку. Соответственно, чем более авторитетен и значим для испытуемого наблюдатель, тем более высокий уровень влияния он будет оказывать на деятельность испытуемого.
  2. Влияние аудитории наиболее значимо проявляется в «сложных» и новых для испытуемого задачах: разучивание новых действий, интеллектуальные задачи. В таких ситуациях результативность может падать, а вот в случае простых и заученных действий, перцептивных и сенсомоторных задачах эффект аудитории напротив оказывает положительный эффект, повышая результативность.
  3. Увеличение количества наблюдателей значимо усиливает эффект аудитории, как в сторону повышения результативности, так и в сторону ее снижения.
  4. Более отчетливо эффект проявляется среди тревожных и эмоционально подвижных испытуемых при выполнении сложных интеллектуальных задач, нежели среди эмоционально стабильных личностей
  5. Действие самого эффекта укладывается в рамки закона Йеркса-Додсона: присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого, однако при длительном воздействии может привести к перегоранию и срыву всей деятельности.

Основные причины возникновения эффекта

Исследования показывают, что активное наблюдение за человеком приводит к развитию у него физиологических изменений - активации мозга и тела, способствующих адаптации к ситуации.

Как отмечает Р. Зайонц, высокий уровень возбуждения приводит к стрессу и вызывает нетипичное поведение. В сочетании с выполнением сложной задачи такой уровень возбуждения приводит еще и к неэффективному выполнению задания.

Психолог отмечал, что для эффекта достаточно вообще присутствия других людей, неважно, конкуренты это или партнеры, одно присутствие уже влияет на процесс деятельности.

Психологи отмечают: факт того, что наличие наблюдателя при реализации конкретной деятельности вызывает у респондента страх совершить ошибку, а это уже влияет на его уровень самооценки. Другими словами, формирование данного эффекта в основе своей связано со страхом социальной оценки.

Поэтому психологи выделяют следующие когнитивные процессы, имеющие отношение к развитию эффекта Зайонца:

  • процесс самопрезентации: человек представляет себя окружающему миру как публичная личность, и его заботит то, как его воспринимают другие;
  • репутация: человек задумывается о том, каким бы он хотел, чтобы видели его другие;
  • процесс коммуникации: любые межличностные транзакции, совершаемые на публике - это часть глобального процесса коммуникации.

Интересные причины, объясняющие данный эффект, предлагаются и в области психологии эмоций: исследования отмечают, что люди чаще улыбаются, когда на них смотрят. В таком случае, участник может пытаться передать желаемую эмоцию наблюдателю, чтобы понять, как он к нему относится.

Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot