Исследования эффекта аудитории
Наиболее ранние исследования данного эффекта относят еще к 1898 году, когда американский психолог Норман Триплетт обнаружил, что велосипедисты показывают лучшие результаты, когда соревнуются друг с другом, нежели в простых заездах на время. Психолог для проверки своего наблюдения организовал эксперимент, в котором дети должны были как можно быстрее намотать рыболовную леску на катушку: однако они это делали либо поодиночке, либо в парах. Исследование показало, что лучшие результаты были показаны при условии совместной деятельности при наличии партнера.
Интересно, что в животном мире были обнаружены сходные проявления: муравьи выкапывают в три раза больше песка в присутствии своих сородичей, животные в целом употребляют больше пищи в присутствии представителей их вида.
Так или иначе, исследовательские данные говорят о социальной фасилитации - повышении результативности выполнения задачи в присутствии других людей (партнеров, конкурентов).
В социальной психологии было проведено множество исследований в направлении данного феномена. Основные методологические критерии, которым должно было удовлетворять такое исследование следующие:
- в исследовании необходимо использовать как простые, так и сложные задачи, которые можно измерить каким-то образом,
- задачи должны быть построены так, чтобы сами участники не могли самостоятельно сравнить свои результаты, чтобы не было четких критериев «хорошей» и «плохой» работы;
- необходимо создать такие условия работы, чтобы испытуемый не мог понять, что за ним наблюдают, а его результаты оценивают
В одном из исследований, которое отвечало всем 3 критериям, испытуемым нужно было переодеться в предоставленную им одежду. Для смены каждого вида одежды фиксировалось время.
Испытуемые были случайным образом разделены: в первом случае, за участниками наблюдал человек, сидевший в углу комнаты (аудитория), во втором случае, в комнате находился человек, не обращавший внимания на участников и занимавшийся ремонтом мебели (случайная аудитория), в третьем случае, испытуемые не знали, что за ними наблюдают и были одни (без аудитории)
Результаты показали, что наличия любой аудитории достаточно, чтобы повлиять на поведение испытуемых: в одиночестве время переодевания было на 2-3 секунды дольше.
Суть эффекта Зайонца
Эффект аудитории - это феномен, проявившийся в экспериментах Роберта Зайонца, суть которого состоит в том, что присутствие любого внешнего наблюдателя (экспериментатора или ассистента) влияет на поведение испытуемого и изменяет его.
Наиболее ярко данный эффект проявлялся в исследованиях со спортсменами, так было выявлено, что они показывают лучшие результаты в соревновательной обстановке, нежели в тренировочной. Однако во время тренировки или заучивания каких-то комбинаций и навыков наличие аудитории скорее смущает испытуемых и снижает результативность деятельности, а когда навык уже отработан, то наоборот - результат становится лучше.
Дополнительные исследования и эксперименты в области данного эффекта показали некоторые нюансы:
- Не всякий наблюдатель или аудитория способна оказывать такое влияние на поведение испытуемого и реализацию его деятельности: влияние способен оказать лишь релевантный и компетентный для испытуемого наблюдатель, который может, по его мнению, дать ему какую-то оценку. Соответственно, чем более авторитетен и значим для испытуемого наблюдатель, тем более высокий уровень влияния он будет оказывать на деятельность испытуемого.
- Влияние аудитории наиболее значимо проявляется в «сложных» и новых для испытуемого задачах: разучивание новых действий, интеллектуальные задачи. В таких ситуациях результативность может падать, а вот в случае простых и заученных действий, перцептивных и сенсомоторных задачах эффект аудитории напротив оказывает положительный эффект, повышая результативность.
- Увеличение количества наблюдателей значимо усиливает эффект аудитории, как в сторону повышения результативности, так и в сторону ее снижения.
- Более отчетливо эффект проявляется среди тревожных и эмоционально подвижных испытуемых при выполнении сложных интеллектуальных задач, нежели среди эмоционально стабильных личностей
- Действие самого эффекта укладывается в рамки закона Йеркса-Додсона: присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого, однако при длительном воздействии может привести к перегоранию и срыву всей деятельности.
Основные причины возникновения эффекта
Исследования показывают, что активное наблюдение за человеком приводит к развитию у него физиологических изменений - активации мозга и тела, способствующих адаптации к ситуации.
Как отмечает Р. Зайонц, высокий уровень возбуждения приводит к стрессу и вызывает нетипичное поведение. В сочетании с выполнением сложной задачи такой уровень возбуждения приводит еще и к неэффективному выполнению задания.
Психолог отмечал, что для эффекта достаточно вообще присутствия других людей, неважно, конкуренты это или партнеры, одно присутствие уже влияет на процесс деятельности.
Психологи отмечают: факт того, что наличие наблюдателя при реализации конкретной деятельности вызывает у респондента страх совершить ошибку, а это уже влияет на его уровень самооценки. Другими словами, формирование данного эффекта в основе своей связано со страхом социальной оценки.
Поэтому психологи выделяют следующие когнитивные процессы, имеющие отношение к развитию эффекта Зайонца:
- процесс самопрезентации: человек представляет себя окружающему миру как публичная личность, и его заботит то, как его воспринимают другие;
- репутация: человек задумывается о том, каким бы он хотел, чтобы видели его другие;
- процесс коммуникации: любые межличностные транзакции, совершаемые на публике - это часть глобального процесса коммуникации.
Интересные причины, объясняющие данный эффект, предлагаются и в области психологии эмоций: исследования отмечают, что люди чаще улыбаются, когда на них смотрят. В таком случае, участник может пытаться передать желаемую эмоцию наблюдателю, чтобы понять, как он к нему относится.