Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффект новизны, примеры

Понятие «эффект новизны» в психологии

Определение 1

Эффект новизны – это феномен социальной психологии, который проявляется при восприятии человека человеком – по отношению к знакомой персоне наиболее запоминающейся оказывается последняя, полученная о ней информация, в то время, как по отношению к незнакомой персоне наиболее значимым является первое впечатление о ней.

Область социального восприятия, связанная с описанием феноменов, эффектов, проявлений является наиболее изученной, имеющей богатый фактический материал. Феномены и эффекты являются и своеобразными «ошибками», и важными закономерностями, связанными с особенностями психики.

Эффект новизны делает жизнь более счастливой и насыщенной. Эффект новизны тесно связан с эффектом ореола и первичности и проявляется через значимость информации определенного порядка о человеке для того, чтобы составить о нем свое представление. В отношении знакомого человека значимой будет последняя, новая о нем информация – это есть эффект новизны. Относительно незнакомого человека, значимой будет первая о нем информация – эффект первичности.

Оба эффекта рассматриваются как частные случаи проявления процесса, восприятие человека человеком – этот процесс получил название стереотипизация.

Данные «ошибки» психология объясняет просто и доступно, а вот затруднение вызывает перенесение этих принципов на практику.

Психологи считают, что полученное ранее знание переходит в долговременную память, а полученное новое знание пока находится в кратковременной памяти и сознание не воспринимает его как достоверный факт. Вторая причина этого эффекта, по их мнению, кроется в бессознательной расстановке приоритетности между сообщающими информацию. Обычно считают, что, первый источник, в получении каких-либо сведений, если удовлетворяет потребность индивида, то он и будет более привлекательным и доверия к нему больше.

С эффектом новизны совпадает закон предшествования, открытый американским психологом М. Лундтом в 1925 г – эта концепция существовала до официальной формулировки эффекта новизны. Данная особенность восприятия в современной психологии связывается с работами польско-американского психолога Соломона Аша.

«Эффект новизны, примеры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С. Аш в 1946 г впервые в своей статье упомянул эффект первичности. Анализируя свой эксперимент, он выдвинул теорию – более сильное впечатление на человека оказывает первое сообщение о чем-либо.

Эффект первичности С.Аша был подвергнут критике со стороны К. Ховланда, основателя Йельской школы, который считал, что теория не рассматривает образовательный уровень аудитории, её мировоззрение, кругозор.

Эффект новизны противопоставляется эффекту первичности. Он определяется, как склонность индивида отвергать прежнюю информацию о человеке, придавая большую значимость новым данным.

Для проверки этих эффектов Н. Миллер и Д. Кэмпбелл в 1959 г провели эксперимент. Суть эксперимента состояла в том, что произойдет с их точкой зрения на судебный процесс. Они получили стенограмму судебного процесса с аргументами обвинения и защиты, собранными в отдельные блоки. Их точка зрения о виновности и невиновности обвиняемого менялась, в зависимости от того, какой из блоков они читали первым.

В результате ученые сделали вывод о том, что эффект новизны побеждает эффект первичности лишь в том случае, если:

  • проходит большое количество времени между двумя сообщениями с противоречивой информацией;
  • формулировать свое мнение аудитория должна сразу после получения новой информации.

Формирование первого впечатления о человеке

Повседневная жизнь человека насыщена новыми встречами, и во многих обстоятельствах оценивать людей приходится на основе кратковременного восприятия – это первые впечатления и, на его основе возникает соответствующее поведение.

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим логические, эмоциональные, чувственные компоненты. Формироваться первое впечатление может, как при специальном намерении оценить человека, так и при отсутствии такого намерения.

Определяющими факторами впечатления о человеке, в первый раз встречаемого, являются особенности его внешнего облика и поведение. Сам человек, его поведение и облик отражаются при первой встрече очень ярко.

Также на формирование впечатления о незнакомом человеке существенное влияние оказывает ситуация, при которой произошла встреча.

Впечатление также будет зависеть и от личностных качеств того, кто оценивает незнакомца, его психический склад и отношение к различным сторонам действительности.

Перечисленные факторы являются глобальными и находятся в тесной взаимосвязи.

Исследования, проведенные психологами, говорят о том, что при формировании мнения о качествах личности, впервые встреченного человека, большое значение имеет его общая эстетическая выразительность. Например, степень соответствия физической наружности человека со сложившимся идеалом красоты.

Используя метод компетентных судей, А. Миллер провел эксперимент, выбрав из большого числа фотографий красивые лица с точки зрения судей и обыкновенные лица. Две группы фотографий были показаны женщинам и мужчинам, возраст которых был в границах 18-24 года. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы рассказать по фотографиям о внутреннем мире каждого.

Фотографии, лица на которых были отнесены к более красивым, испытуемые охарактеризовали как уверенных, искренних, счастливых, духовно богатых людей. Оценка второй группы фотографий имела значительные расхождения с первой группой.

Выполненные исследования показывают, что физическая привлекательность вызывает «сдвиг» в оценках тогда, когда объектом оказываются черты личности человека и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности или поступок.

Эффект новизны в жизни человека

Эффект первичности и эффект новизны являются понятиями противоположными, но оба могут быть присущими одному и тому же человеку.

Замечание 1

У одних в подсознании может быть больше развит эффект новизны и это характерно для людей, идущих в ногу со временем, не боящихся перемен, открытых новым знакомствам. У людей консервативных, живущих воспоминаниями и копающимися в прошлом, верх берет чаще всего эффект первичности.

Окружающие оценивают человека моментально и забывают об этом. Человеку свойственно стараться быть лучше в глазах общества, а общество об этом человеке совсем не думает.

Например, в школьном возрасте кто-то не относился к популярным личностям, не был частью шумных школьных компаний. По прошествии времени этот кто-то стал известным человеком со своим кругом общения, о котором знают многие. На встрече выпускников, узнав об успехах этого человека, бывшие одноклассники будут шокированы. Они это увидят и отметят, но после встречи снова забудут.

Очень широко эффект новизны распространяется в отношении близких людей, у которых каждый человек на виду ежедневно. Безусловно, глупо близким людям судить по первому впечатлению, т.е. мама, например, не может относиться к своему взрослому ребенку как к новорожденному. Это значит, что мнение людей постоянно меняется в отношении своих близких. Ребенок, не подающий никакие надежны в семье, вырастает и становится успешным и известным человеком и родители, натерпевшиеся от него ранее, теперь могут гордиться – это эффект новизны в рамках семьи.

Открывая в старом что-то принципиально новое, человек воспринимает в этом старом открытие нового и наслаждается этим эффектом. Таким образом, механизмы восприятия реальности являются тонким и индивидуальным делом.

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot