Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Джон Берри о типах последствий межкультурных контактов

Научная деятельность Джона Берри

Замечание 1

Джон Берри - известный канадский социальный психолог, работавший в области кросс-культурной психологии, изучавший особенности межкультурных отношений людей в многонациональных сообществах, специфику психологической адаптации и аккультурации.

Профессор Д. Берри - чрезвычайно плодотворный и цитируемый исследователь: он является автором более чем 30 книг по кросс-культурной психологии, а также соавтором работ по межкультурной, социальной и когнитивной психологии.

Джон Берри работал, в основном, в двух направлениях межкультурной психологии: экологическом и аккультурационном.

В рамках первого направления, Д. Берри интересовался тем, как культурные группы, а также их отдельные представители адаптируют свои традиции и обычаи к тем условиям, в которых они жили и живут сейчас.

Данная идея была развита в рамках экокультурной концепции, которая была призвана объяснить то, как люди развиваются и накапливают поведенческий опыт в разных экологических пространствах и культурах. Основные исследования в данном направлении велись в отношении коренных народов Африки, Арктики и Азии и базировались на сравнении психологии, быта, традиций и нравов групп населения, ведущих преимущественно охотничий, сельскохозяйственный и городской образ жизни. Метод такого исследования называется сравнительным.

В рамках второго направления, Д. Берри изучал адаптационные механизмы мигрантов, в частности, он разработал концепции аккультурации и аккультурационного стресса. Стратегии аккультурации отражают различные способы приспособления людей и групп к совместному проживанию. К числу таких способов относятся:

  • интеграция,
  • ассимиляция,
  • сепарация,
  • маргинализация.

Концепция аккультурационного стресса была разработана как альтернатива культурному шоку, она опирается на теорию стресса для описания процесса адаптации и совладания со сложностями, возникающими в процессе аккультурации.

«Джон Берри о типах последствий межкультурных контактов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Как итог, Д. Берри пытался консолидировать два этих направления, создавая учебники по кросс-культурной психологии.

Взаимоотношения этнических групп в мультикультурных обществах

Способы взаимодействия и построения отношений в мультикультурном обществе называются мультикультурными стратегиями

Д. Берри выделяет 4 основных стратегии построения межкультурных взаимодействий, которые реализуются со стороны недоминирующей группы (этнокультурного сообщества) и доминирующей группы (принимающего сообщества).

Данная классификация базируется на отношении, которое индивид испытывает в направлении своей группы и других групп. Это отношение выражается в двух вопросах, которые стоят перед культурными группами в мультикультурных сообществах: сохранять свою культурную самобытность и аутентичность внутри своей группы и (или) вступать в контакты с другими культурными группами и совместно участвовать в жизни национального общества.

Ответы на эти вопросы могут идти в положительном и отрицательном направлении, что в свою очередь на выходе дает 4 основные стратегии, которые формируются этнокультурной группой (не доминирующей группой) и принимающим обществом (доминирующей группой).

Для этнокультурной группы характерны следующие 4 стратегии:

  • ассимиляция - люди перенимают нормы другого общества, стремясь к взаимодействию, но отказываются от своих отличительных черт и идентичности;
  • сепарация - люди отказываются перенимать нормы и традиции нового общества. делая акцент на своей идентичности, то есть отказывается от взаимодействия с другими группами;
  • интеграция - это сохранение в определенной степени собственной культуры и идентичности в совокупности со стремлением к взаимодействию с другими культурами, а также желанием стать частью нового сообщества;
  • маргинализация - это стратегия, при которой отсутствует возможность или желание поддерживать собственную культуру, а также стать частью новой культуры

Со стороны доминирующего сообщества также используются стратегии взаимодействия, которые играют не меньшую роль в формировании межкультурных отношений.

Стратегия плавильного котла аналогична стратегии ассимиляции, сегрегация меньшинства отражается в стремлении доминирующего сообщества поддерживать разделение этнокультурных меньшинств (аналогично сепарации). Стратегия исключения - это маргинализация, которая транслируется большинством этнокультурной группе. И, наконец, стратегия мультикультурализма - это проявление интеграции со стороны доминирующего сообщества, поддержка обществом культурного разнообразия и равноправия.

Последствия межкультурных взаимодействий

Рассмотренные выше стратегии несут ряд значительных и важных последствий для опыта межкультурных взаимодействий.

Международные исследования показывают, что маргинализация связана с низким уровнем психологического и социального благополучия. И здесь обнаруживается определенная взаимосвязанность в межкультурных отношениях: если представители этнокультурных сообществ ощущают себя отвергаемыми доминирующим сообществом (то есть принимающая сторона действует в направлении сегрегации), то они в ответ проявляют отвержение, и постепенно переходят к стратегии сепарации, замыкаясь в общении только на своей группе.

В свою очередь, позитивные последствия обнаруживаются при использовании стратегий интеграции и мультикультурализма. Данные стратегии ведут к формированию культурного разнообразия, а также равноправию всех культурных групп в жизни общества.

Однако здесь важно понимать, что два этих компонента идут во взаимосвязи ведь разнообразие культур без равноправия ведет снова к сегрегации и сепарации, сохранение равноправия без культурного разнообразия - к ассимиляции и стратегии плавильного котла, а отсутствие и разнообразия, и равноправия - к маргинализации и исключению.

Таким образом, стратегия мультикультурализма и интеграции ведет к тому, что происходят изменения на 3 глобальных уровнях:

  • демографическом: большинство стран мира становятся культурно и этнически гетерогенными,
  • идеологическом: развитие и формирование установок индивида на принятие культурного разнообразия и равноправия этнических групп,
  • политическом: происходит разработка государственных программ, направленных на принятие и поощрение культурного и этнического разнообразия.
Дата последнего обновления статьи: 27.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot