Научная деятельность Джона Берри
Джон Берри - известный канадский социальный психолог, работавший в области кросс-культурной психологии, изучавший особенности межкультурных отношений людей в многонациональных сообществах, специфику психологической адаптации и аккультурации.
Профессор Д. Берри - чрезвычайно плодотворный и цитируемый исследователь: он является автором более чем 30 книг по кросс-культурной психологии, а также соавтором работ по межкультурной, социальной и когнитивной психологии.
Джон Берри работал, в основном, в двух направлениях межкультурной психологии: экологическом и аккультурационном.
В рамках первого направления, Д. Берри интересовался тем, как культурные группы, а также их отдельные представители адаптируют свои традиции и обычаи к тем условиям, в которых они жили и живут сейчас.
Данная идея была развита в рамках экокультурной концепции, которая была призвана объяснить то, как люди развиваются и накапливают поведенческий опыт в разных экологических пространствах и культурах. Основные исследования в данном направлении велись в отношении коренных народов Африки, Арктики и Азии и базировались на сравнении психологии, быта, традиций и нравов групп населения, ведущих преимущественно охотничий, сельскохозяйственный и городской образ жизни. Метод такого исследования называется сравнительным.
В рамках второго направления, Д. Берри изучал адаптационные механизмы мигрантов, в частности, он разработал концепции аккультурации и аккультурационного стресса. Стратегии аккультурации отражают различные способы приспособления людей и групп к совместному проживанию. К числу таких способов относятся:
- интеграция,
- ассимиляция,
- сепарация,
- маргинализация.
Концепция аккультурационного стресса была разработана как альтернатива культурному шоку, она опирается на теорию стресса для описания процесса адаптации и совладания со сложностями, возникающими в процессе аккультурации.
Как итог, Д. Берри пытался консолидировать два этих направления, создавая учебники по кросс-культурной психологии.
Взаимоотношения этнических групп в мультикультурных обществах
Способы взаимодействия и построения отношений в мультикультурном обществе называются мультикультурными стратегиями
Д. Берри выделяет 4 основных стратегии построения межкультурных взаимодействий, которые реализуются со стороны недоминирующей группы (этнокультурного сообщества) и доминирующей группы (принимающего сообщества).
Данная классификация базируется на отношении, которое индивид испытывает в направлении своей группы и других групп. Это отношение выражается в двух вопросах, которые стоят перед культурными группами в мультикультурных сообществах: сохранять свою культурную самобытность и аутентичность внутри своей группы и (или) вступать в контакты с другими культурными группами и совместно участвовать в жизни национального общества.
Ответы на эти вопросы могут идти в положительном и отрицательном направлении, что в свою очередь на выходе дает 4 основные стратегии, которые формируются этнокультурной группой (не доминирующей группой) и принимающим обществом (доминирующей группой).
Для этнокультурной группы характерны следующие 4 стратегии:
- ассимиляция - люди перенимают нормы другого общества, стремясь к взаимодействию, но отказываются от своих отличительных черт и идентичности;
- сепарация - люди отказываются перенимать нормы и традиции нового общества. делая акцент на своей идентичности, то есть отказывается от взаимодействия с другими группами;
- интеграция - это сохранение в определенной степени собственной культуры и идентичности в совокупности со стремлением к взаимодействию с другими культурами, а также желанием стать частью нового сообщества;
- маргинализация - это стратегия, при которой отсутствует возможность или желание поддерживать собственную культуру, а также стать частью новой культуры
Со стороны доминирующего сообщества также используются стратегии взаимодействия, которые играют не меньшую роль в формировании межкультурных отношений.
Стратегия плавильного котла аналогична стратегии ассимиляции, сегрегация меньшинства отражается в стремлении доминирующего сообщества поддерживать разделение этнокультурных меньшинств (аналогично сепарации). Стратегия исключения - это маргинализация, которая транслируется большинством этнокультурной группе. И, наконец, стратегия мультикультурализма - это проявление интеграции со стороны доминирующего сообщества, поддержка обществом культурного разнообразия и равноправия.
Последствия межкультурных взаимодействий
Рассмотренные выше стратегии несут ряд значительных и важных последствий для опыта межкультурных взаимодействий.
Международные исследования показывают, что маргинализация связана с низким уровнем психологического и социального благополучия. И здесь обнаруживается определенная взаимосвязанность в межкультурных отношениях: если представители этнокультурных сообществ ощущают себя отвергаемыми доминирующим сообществом (то есть принимающая сторона действует в направлении сегрегации), то они в ответ проявляют отвержение, и постепенно переходят к стратегии сепарации, замыкаясь в общении только на своей группе.
В свою очередь, позитивные последствия обнаруживаются при использовании стратегий интеграции и мультикультурализма. Данные стратегии ведут к формированию культурного разнообразия, а также равноправию всех культурных групп в жизни общества.
Однако здесь важно понимать, что два этих компонента идут во взаимосвязи ведь разнообразие культур без равноправия ведет снова к сегрегации и сепарации, сохранение равноправия без культурного разнообразия - к ассимиляции и стратегии плавильного котла, а отсутствие и разнообразия, и равноправия - к маргинализации и исключению.
Таким образом, стратегия мультикультурализма и интеграции ведет к тому, что происходят изменения на 3 глобальных уровнях:
- демографическом: большинство стран мира становятся культурно и этнически гетерогенными,
- идеологическом: развитие и формирование установок индивида на принятие культурного разнообразия и равноправия этнических групп,
- политическом: происходит разработка государственных программ, направленных на принятие и поощрение культурного и этнического разнообразия.