Дистантное (дистанционное) консультирование — это консультирование клиента, которое специалист проводит на расстоянии с помощью традиционных писем, аудио и видео посланий, телефонной связи или связи через интернет.
Особенности дистанционного консультирования
Стандартная классическая процедура оказания психологической помощи выстраивается на очной, а не на дистанционной основе. Тем не менее, в последнее время стало популярно консультирование на расстоянии.
Классическое психологическое консультирование предусматривает личное взаимодействие консультанта и клиента. Современная психологическая помощь стала использовать также другие формы, начиная от консультаций по телефону, и заканчивая чтением рекомендованной литературы.
Большая часть дистантных консультаций происходит по телефону или с использованием сети Интернет. Самая старая форма дистантного консультирования – так называемый «телефон доверия».
Телефон доверия представляет собой форму психопрофилактической работы в виде социальной терапевтической помощи лицам, которые находятся в затруднительных или кризисных ситуациях (условиях).
Изначально этот вид помощи создавался для предупреждения суицида. Сегодня же телефон доверия стал выполнять более широкий спектр услуг. Его используют лица, которые переживают любые виды эмоционального кризиса. В их число входят:
- Проблемы в семейной жизни,
- Потребность адаптироваться к новым социальным условиям,
- Проблемы с психикой,
- Проблемы во взаимоотношениях с окружающими,
- Конфликтные ситуации,
- Борьба с зависимостями (например, алкогольная, наркотическая, игровая и др.).
В нашей стране именно телефон доверия стал самой масштабной психологической службой дистантного массового консультирования граждан. Психологические консультации по телефону осуществляются на сегодняшний день практически в рамках любых подходов к оказанию психологической помощи.
Особенности дистантного консультирования по телефону
Психологическая помощь, оказываемая с помощью телефона, обладает рядом преимуществ. Большинство телефонов доверия работают круглосуточно, поэтому этот вид помощи считается самым доступным. У пациента появляется возможность получения психологической помощи без встречи с консультантом, практически в любое время и в любом месте.
Что касается телефона доверия, то, как правило, такие консультации бесплатны и анонимны. Абонент может выговориться, не оставаясь наедине со своими чувствами и переживаниями. Одновременно с этим, в любое время есть возможность прервать контакт, что особенно актуально для гиперчувствительных лиц.
Многие психологи сейчас работают с клиентами по телефону. Здесь в больше степени срабатывает эффект доверия, поскольку голос специалиста звучит в непосредственной близости клиента. Это помогает быстро сформировать (развить) доверительную беседу.
Среди консультационных особенностей телефонного консультирования можно выделить:
- Ограничения по времени;
- Концентрация на одной проблеме;
- Активная «разговорная позиция» психолога, поскольку клиент может долго молчать или, напротив, много говорить.
Особенности и преимущества дистантного консультирования
В дистантном формате консультирования есть преимущества, как для пациента, так и для специалиста. Главное преимущество заключается в доступности и больших возможностях по времени. Специалисты отмечают, что дистантное психологическое консультирование не менее эффективно, чем очное.
Дистантное консультирование эффективно и незаменимо, когда клиент не может решиться на очный прием в виде живого общения глаза в глаза. Многие люди считают, что на расстоянии обратиться к психологу проще и безопаснее. Для клиента предусмотрена условная анонимность, а дистанция позволяет находиться в комфортной и привычной обстановке.
Люди с психологическими проблемами часто не имеют времени или сил посетить очную консультацию. Так, у многих современных жителей мегаполиса нет физической возможности отлучиться из дома (например, уход за ребенком, расстояние, болезнь и др.). Человек может также не найти подходящего психолога в своем городе (поселке), поэтому сейчас есть прекрасная возможность обратиться к специалисту из других населенных пунктов (даже в другую страну).
Если происходит кризисная ситуация или у человека слишком тяжелое состояние, то помощь может потребоваться незамедлительно. Ко многим психологам запись на месяца, а времени и сил порой не хватает. В таких экстренных обстоятельствах поможет дистантное консультирование. Еще один случай проявления потребности в заочной консультации, когда требуется информационно-психологическая помощь кому-то из близких людей (например, несчастный случай, намерение совершить суицид и др.). Иногда необходимо вмешательство и поддержка.
Для дистанционного консультирования существуют определенные ограничения. Не любую психотерапевтическую технику можно использовать в таком формате, не любой запрос может быть полноценно проработан (например, психосоматические расстройства, пограничные состояния и др.). По этой причине психологи советуют обратиться к более эффективному очному формату консультации.
Что касается работы с детьми, то такой формат консультаций менее востребован. Через интернет или с помощью телефона работать с ребёнком практически невозможно, поскольку такие действия имеют собственную специфику. Очень важно в таких консультациях лично контактировать с пациентом, поскольку происходит выстраивание особых отношений, оказывающих целебное воздействие.
Для работы с детьми может понадобиться не только контакт, но и использование различных инструментов (лепка из пластилина, рисование, игровые механики и др.). В этой ситуации дистанционно может получить помощь родитель, который впоследствии может поработать уже со своим ребенком.