Познавательная сфера личности: ощущение, восприятие, внимание
Познавательные сфера личности - это совокупность психических процессов, которые обеспечивают отражение и познание субъектом объективной реальности. Эти процессы формируют информационный базис психики, ее ориентировочную основу.
К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
Ощущения - это первичный процесс познания окружающего мира, который происходит через отражение отдельных свойств объектов, воздействующих на органы чувств. Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств (анализаторов).
Выделяют 3 основных класса ощущений:
- экстероцептивные: возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Здесь также можно выделить два подкласса: дистантные, то есть воспринимают информацию на расстоянии (зрительные, слуховые) и контактные, то есть при непосредственном контакте раздражителя с рецептором (тактильные, вкусовые);
- интероцептивные - это органические ощущения: они сигнализируют о том, что происходит во внутренней среде организма (ощущение голода, жажды, боли);
- проприоцептивные: рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях, они передают информацию о положении тела.
Восприятие - это уже более целостное отражение объектов действительности в совокупности их свойств и частей, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Перцептивный процесс заключается в переработке поступающей через органы чувств информации с последующим построением образа объекта или явления.
Восприятие характеризуется определенными свойствами: целостность (восприятие - это процесс формирование целостного образа предмета), константность (человек воспринимает окружающие предметы как относительно константные), структурность (человек воспринимает абстрагированную от ощущений структуру), избирательность (склонность выделять одни объекты в сравнении с другими).
Внимание - это познавательный процесс, который выражается в сосредоточенности и направленности сознания, это динамическая стороны познавательных процессов. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (когда исчезает необходимость волевого заучивания).
К основным свойствам внимания относится: объем, концентрация, устойчивость, переключение подвижность и распределение.
Память, мышление, воображение
Память - это психический процесс запоминания, удержания и воспроизведения информации, а также последующего удаления информационных следов. Благодаря памяти человек способен накапливать жизненный опыт, развивать его и обучаться.
Выделяют следующие виды памяти:
- по способу запоминания: по характеру целей (произвольная и непроизвольная), по способу (осмысленная и механическая);
- по характеру психической активности: образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая), эмоциональная, двигательная, словесно-логическая;
- во времени запоминания: следовая или сенсорная (не несколько секунд), кратковременная (на несколько минут-часов), оперативная (во время конкретной задачи) и долговременная бессрочная).
Мышление - это активный процесс опосредованного и обобщенного отражения связей и отношений между объектами и явлениями. Этот процесс позволяет раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. К основным операциям мышления относятся: сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, конкретизация.
Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное (мышление реализуется через взаимодействие с реальными предметами и объектами), наглядно-образное (опора на образы представлений, памяти, воображения), словесно-логическое (мышление при помощи логических операций с понятиями)
Воображение - это психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки уже имеющихся образов восприятия и представлений. И в этом отношение воображение неразрывно связано с памятью. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга: на основе старых связей создаются новые.
Воображение может быть пассивным (грезы или сновидения) и активным, которое, в свою очередь, делится на воссоздающее (создание образа предмета по описанию) и творческое (создание новых образов).
Основные формы диагностики познавательной сферы личности
Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности в настоящее время является наиболее изучаемой в психодиагностике, в психологической литературе предлагается огромное количество методик, связанных с определением уровня интеллекта, сформированностью отдельных мнемических процессов, выраженностью видов воображения.
При исследовании и диагностике когнитивно-познавательных процессов важно учитывать принцип пространственно-временной динамики состояния: любое проявление психической деятельности не может существовать вне времени и пространства, поэтому любое психодиагностическое воздействие исследует постоянно изменяющиеся характеристики, что накладывает определенные ограничения и характеристики на полученные результаты.
Кроме того, полученные результаты также находятся в контексте изменения ресурсов испытуемого (истощение, пресыщение, перевозбуждение).
Поэтому обследование испытуемых, вне зависимости от используемых методов, должно быть минимизировано по времени и ресурсным затратам.
Многие методики когнитивно-познавательной сферы являются полифункциональными, то есть в них, помимо преимущественно ориентированного показателя, можно выявить информацию и о развитии других познавательных процессов. Многие познавательные процессы являются сквозными, то есть пронизывают все другие психические процессы (внимание, память, мышление).
Поэтому на основании одной методики довольно сложно оценить даже единичный аспект психической активности, соответственно результаты по конкретной методике должны быть подкреплены другими методическими средствами:
- Диагностика ощущений является высоко специфичной: оценка свойств анализаторов должна проводиться специалистами, деятельность которых предъявляет повышенные требования к сенсорным функциям.
- При диагностике восприятия производятся кратковременные экспозиции: в таких целях используется тахистоскоп (прибор для зрительного предъявления с регулируемым временем экспозиции).
- В процессе диагностики внимания можно использовать любой вербальный или образный материал, он не должен создавать трудности во времени его узнавания и восприятия. Материал как правило выглядит в виде таблиц, бланков с цифрами или буквами, графическими изображениями. В целом, диагностика проводится в 2 форматах: методики, основанные на тахистоскопическом предъявлении, и методики, основанные на отыскивании знаков.
- Основные методы исследования памяти реализуются по следующим направлениям: исследование непосредственной памяти (позволяет определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала), исследование опосредованного запоминания (определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных средств).
- Для диагностики воображения используются следующие методы: оценка оригинальности обычных видов и форм деятельности, тестирование способности к опредмечиванию нереальных или непонятных объектов, тестирование продуктивности воображения, самооценка параметров образов воображения
Все эти методы дают лишь приблизительную оценку развития данного познавательного процесса.