Малая социальная группа
Межличностные отношения – это совокупность связей, которые складываются между людьми в форме чувств, суждений, обращений друг к другу.
По своему составу малые социальные группы небольшие, члены группы объединяются общей социальной деятельностью и непосредственным личным общением. Малые группы существуют в самых разных сферах деятельности человека и имеют разные способы образования. Чаще всего возникновение малых групп определяется внешними по отношению к ней факторами, например, возникнуть малая группа может в условиях развития социального института или какой-либо организации.
В широком смысле слова возникновение малой группы связано с потребностью общественного разделения труда и функционирования общества в целом. Например, школьный класс создается в результате прихода в систему образования новых детей, спортивная команда возникает в результате развития спорта в учреждении, районе, городе и др. Причины возникновения малой группы в этих случаях находятся в более широкой социальной системе. Здесь создается система предписаний, распределение ролей, статусов, целей групповой деятельности. Однако данные факторы не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы и являются только предпосылками её существования.
Малые группы имеют свои отличительные признаки:
- временное и пространственное соприсутствие людей, дающее возможность личных контактов;
- наличие общей цели деятельности и организующего начала;
- внутригрупповое распределение ролей, где каждый вносит свой вклад в совместную деятельность;
- эмоциональные отношения между членами группы, формирующие внутреннюю структуру межличностных отношений;
- наличие групповой культуры – норм, правил, стандартов поведения и жизни членов группы.
Малые группы делятся на первичные и вторичные. Вторичными группами будут те, где отсутствуют непосредственные контакты, а для общения между членами группы используются, например, средства связи. Первичные группы удовлетворяют критерию малой группы, но сегодня данное деление практического значения не имеет.
Связь с обществом человек осуществляет через малую группу, через группу он специализируется, приобретает необходимые социальные свойства, отвергает или принимает установки, ценности, нормы, осознает свою социальную сущность. Малая группа является своеобразным социальным пространством, в котором личность реализует свое статусно-ролевое положение.
Внутри группы возможны процессы, получившие название групповой динамики. В результате этих процессов группа может изменить свою форму и продолжить свое развитие дальше. Групповая динамика включает сплочение или разобщение групп, процесс образования неофициальных групп, становление групповых норм, т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. При таких стандартах поведение индивида становится предсказуемым и способствует эффективности групповой деятельности.
Межличностные отношения в малых социальных группах
Формирование человека как личности происходит в группе, в которой он является опосредованным и непосредственным выразителем внутригрупповых отношений. Межличностные отношения в группе включают в себя восприятие и понимание друг друга, межличностную привлекательность, взаимодействие и поведение.
Компонентами межличностных отношений являются когнитивный, эмоциональный, поведенческий. К когнитивному компоненту относятся познавательные психические процессы – восприятие, представление, память, ощущения, мышление, воображение.
Когнитивный компонент дает возможность познавать индивидуально-психологические особенности партнеров, взаимопонимание между ними. Взаимопонимание предполагает адекватность личности и её идентификацию, т.е. отождествление себя с личностью другого.
Эмоциональный компонент предполагает, что при межличностном общении у человека возникают положительные или отрицательные переживания, среди которых симпатия и антипатия, удовлетворенность как собой, так и партнером, эмпатия, в виде сопереживания, сочувствия, соучастия.
Что касается поведенческого компонента, то он включает мимику, пантомимику, жестикуляцию, речь, действия, которые выражают отношение к человеку и группе в целом. Действия играют ведущую роль во взаимоотношениях.
Межличностные отношения делятся на виды:
- производственные,
- бытовые,
- формальные,
- неформальные.
Производственные отношения возникают при решении хозяйственных, бытовых проблем между сотрудниками организаций и предполагают закрепленные правила их поведения. Производственные отношения осуществляются по вертикали – между руководством и подчиненными, по горизонтали – между сотрудниками с одинаковым статусом и по диагонали – между руководством одного подразделения с рядовыми сотрудниками другого подразделения.
Вне трудовой деятельности складываются бытовые взаимоотношения.
Формальные взаимоотношения называются официальными и представляют собой отношения нормативно предусмотренные, которые закрепляются в официальных документах. В основе неформальных отношений между людьми лежат предпочтения, симпатии, авторитет и др.
На межличностные отношения влияют личностные особенности человека – его пол, национальность, темперамент, возраст, профессия, опыт, здоровье, самооценка, потребность в общении и др.
В своем развитии межличностные отношения имеют следующие этапы – этап знакомства, этап приятельских отношений, этап товарищеских отношений.
Как в группе, так и в коллективе межличностные отношения надо рассматривать в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, т.е. в статике. Рассматриваются они и в динамике, т.е. в процессе своего развития.
Межличностные отношения отличаются от природы общественных отношений своей эмоциональной основой, поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
Диагностика межличностных отношений в социальной группе
В настоящее время существует большое количество методик психодиагностики межличностных отношений. К ним относится диагностика на основе субъективных предпочтений, суть которой заключается в субъективном межличностном предпочтении членов группы по определенным сферам. Критериями являются сферы жизнедеятельности – деловой, эмоциональный, ролевой. Обработка результатов происходит по каждому критерию отдельно. Далее составляется социоматрица, в которой определяется индивидуальный социометрический статус – лидер, отверженный, изолированный. Полученные данные отображаются графически.
Суть методики косвенной оценки межличностных отношений состоит в том, что субъект выбирает положение в пространстве относительно другого человека в зависимости от межличностных отношений. Если эмоциональное отношение положительное, то расстояние между субъектами будет ближе.
Это самая молодая и слабо разработанная категория методических приемов, основанных на выявлении закономерностей влияния эмоционального отношения на невербальное поведение. Обработка результатов представляет собой измерение расстояния между экспериментатором и испытуемым и сравнение этого расстояния с нормативом.
Ситуационный тест Р. Бейлса – это методика наблюдения и экспертной оценки ситуации. Модификацией этого теста является форма «Дилемма узника», предназначенная для изучения процесса принятия решения в рискованной и неопределенной ситуации. Схема, разработанная Бейлсом, дает возможность регистрировать различные виды интеракции в группе по единому плану.
Наблюдатель, работающий по этой схеме, может кодировать каждое взаимодействие по 12 показателям. Показатели объединены в 4-е общие категории – область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем, область негативных эмоций. При обработке идет подсчет числа наблюдаемых реакций по выделенным категориям и графически отображается.
Опросник К. Томаса оценки способов поведения в конфликтной ситуации по шкале, имеющей пять показателей – соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание. В процедуре обработки подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, результаты отображаются графически по преобладающей стратегии поведения. Адаптированный вариант этой методики включает 30 заданий.
Тест цветовых конструктов А.М. Эткинда – методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Тест имеет два модифицированных варианта – краткий и полный. В кратком варианте к каждому понятию надо подобрать один подходящий цвет, а в полном варианте все цвета ранжируются в порядке соответствия их понятию. Методической основой является предположение о том, что отношения к значимым другим и к себе отражаются в цветовых ассоциациях.
Существует ещё методика В. Хьюлса – «Рисунок семьи» и методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.