Стрессоустойчивость — это набор специфических качеств субъекта, помогающих ему успешно противостоять негативному воздействию внешних психофизиологических факторов на его психику.
Особенности стрессоустойчивости педагога
В начале этого века изменения затронули сферу образования, которая является основанием пирамиды специальных знаний. Сегодня вопрос оптимизации педагогической деятельности коллектива представляет собой одну из актуальных проблем отечественной управленческой психологии и педагогики.
Особенное внимание в управленческой и педагогической психологии необходимо уделять личностным качествам педагогов, оказывающим воздействие на педагогический процесс. В этом случае совокупность личностных качеств педагога рассматривается лишь с помощью раскрытия структуры определенной педагогической деятельности, где происходит проявление и развитие личностных качеств педагога. В свою очередь любой структурный элемент педагогической деятельности начинает выдвигать высокие требования к интегральному качеству педагогов, называемому стрессоустойчивость.
Почти любое исследование педагогической деятельности отражает стрессогенность этой работы. Она связана со следующими факторами:
- Частые и долговременные контакты с учениками,
- Систематические ситуации оценки,
- Контактами с педагогами, родителями,
- Малозаметность результатов для внешнего восприятия,
- Высокая вероятность проявления конфликтов и др.
Исследование стрессоустойчивости в педагогическом коллективе
Исследование стрессоустойчивости приобрело особенную актуальность в ходе анализа и поиска направлений решения задач для роста эффективности самой педагогической деятельности. Данный процесс реорганизации образовательного процесса становится стрессогенным для многих преподавателей, попавших под влияние стрессов, которые характерны для сферы образования и присущи учебному заведению, также под влияние внешних специфических стрессоров, которые обусловлены нововведениями последних лет. В настоящее время задача изучения стрессоустойчивости педагогического коллектива включает поиск направлений роста уровня стрессоустойчивости учителей и воспитателей.
В зарубежной психологической науке огромный вклад в исследование психологической стороны теории стрессоустойчивости внес А. Маслоу. Он стал основателем гуманистической психологии, представив самую простейшую и эффективную систему профилактики и компенсации повторного активного развития стрессового воздействия на индивида. В этом случае предполагалась опора на иерархию самоактулизации в широком спектре различных ситуаций в жизни.
Исследования этого ученого дают возможность провести оптимизацию профессиональной деятельности работников с одновременной их мотивацией, активизацию возможности эмоциональной компенсации, актуализацию потребности в трудовой деятельности. Деятельность должна концентрироваться не только на результате, но и на самореализации. В конечном счете это будет способствовать развитию устойчивой индивидуальной системы стрессоустойчивости работника, участвующего в профессиональной деятельности.
Интересным является подход, с позиции которого стрессоустойчивость рассматривается в качестве элемента адаптации, который инициируется обществом как элементом ролевой идентификации. Его возникновение происходит на грани взаимодействия психологических и социологических взглядов (например, структурного функционализма Т. Парсонса). Позже сюда подключаются теории глобализации Д. Урри, И. Валлерстайна, У. Бека и М. Кастельса. Данные теории предопределяют взгляды на процесс адаптации индивида в разных жизненных ситуациях.
Стрессоустойчивость необходимо рассматривать в качестве гибкой и изменчивой системы приспособления к правилам и нормам соответствующих структур общества. В частности это требуется для рассмотрения профессиональной системы, включая коллектив в целом, структурное подразделение, ситуативный профессиональный альянс.
Данные взгляды на стрессоустойчивость дают возможность использования данной структуры и системы взаимодействия с ней в качестве источника энергии для преодоления стрессовых воздействий профессиональной среды. Оно не всегда должно быть позитивным. Так, личная конкуренция способна выступать в качестве источника энергии, активизирующего процессы компенсации стрессового воздействия. Этот подход находит развитие в системе корпоративных тренингов, которые ориентированы на развитие стрессоустойчивости в рамках профессиональной деятельности.
Диагностика стрессоустойчивости
Стресс — это двойственная категория, в равной степени способная восприниматься как положительно, так и негативно. Он является особенностью психической реальности человека, поэтому он характерен для любой области человеческой деятельности.
Профессиональная педагогическая деятельность в современных условиях подвержена большому числу нововведений и преобразований, поэтому стрессовые ситуации касаются большинства педагогических работников.
В диагностике стресса педагогических работников необходимо учесть несколько аспектов:
- Многофакторность профессионального стресса, связанная с большим количеством элементов профессиональной деятельности педагога (например, характером работы, условиями труда и т.д.) и с особенностями самих педагогов (например, физиологическими или психологическими качествами);
- Проявление профессиональной стрессоустойчивости как частного примера реакции на стрессовые условия реализации профессиональной педагогической деятельности;
- Проявление во всех сферах работы педагога и др.