Подростковый кризис — это возрастной кризис, который проявляется в процессе перехода от младшего школьного возраста к младшему подростковому возрасту. В периодизации отечественных психологов подростковый кризис относится к 13-летнему возрасту, но его датировка может меняться в соответствии с длительностью периода отрочества.
Симптомы и причины подросткового кризиса
Согласно концепции Д. Б. Эльконина принято выделять два подростковых кризиса. Первый из них — большой кризис (переход от младшего школьного к подростковому возрасту), второй — малый (переход от младшего подросткового возраста к старшему подростковому). Также существуют теории, которые указывают на непрерывность кризиса.
Среди симптомов подросткового кризиса следует выделить:
- Сниженную учебную мотивацию;
- Стремление стать взрослым, защита своих новых прав;
- Конфликтные столкновения с родителями и педагогами;
- Протесты в поведении.
По мнению Выготского основным противоречием подросткового возраста является то, что половое, социальное и культурное развитие не совпадают с завершением общего органического роста. В процессе культурно-исторического развития человека границы периода детства несколько расширились, по причине чего выделился подростковый возраст в качестве переходного между детством и взрослостью.
Есть ученые, которые считают весь подростковый возраст критическим. Они объясняют это тем, что на этом этапе развития у ребенка проявляются потребности, которые он не способен удовлетворить по причине своей недостаточной социальной зрелости. Источник депривации данных потребностей представлен не только внешними запретами, но и внутренними запретами самого подростка.
Диагностика аномалий поведения у подростков
Аномалии в поведении подростков сложно не заметить. В широком смысле это могут быть любые поступки, которые не соответствуют общепринятым нормам. Сложность диагностики заключается в том, что отклонения обладают относительным характером.
Диагностика представляет собой первичную стадию работы с проблемными подростками. Она предшествует коррекции и профилактике, чаще всего являясь элементом последней. Схема определения девиаций в определенной мере будет зависеть от их причины.
Аномалии в поведении можно рассматривать с точки зрения клинической, возрастной, общей психологии, а также социологии и криминологии. В каждой из этих отраслей имеются собственные инструменты для выявления самого факта отклонений, включая их конкретное проявление.
С позиции клинической и общей психологии сегодня выбор методик для диагностики аномалий и девиаций огромен. Он постоянно пополняется новыми элементами, а также происходит модификация имеющихся методик.
Выделяют три поколения диагностических методик:
- Первое поколение это методы обследования, в основе которых лежат клинические симптомы, анамнез (обладают скорее интуитивным характером). Здесь специалисты выносят прогноз с помощью наблюдения, используя свой профессиональный опыт.
- Второе поколение методов, основанное на статистике (выявление связи между отклонениями и конкретными измеримыми фактами, включая уровень образования, доход семьи и др.).
- Третье поколение методик, учитывающих реальные данные и динамические факторы (например, отношения с ровесниками, школьная успеваемость).
Одним из достижений новых методик является оценка и учет потребностей индивида. В связи со своей уникальностью и эффективностью именно третье поколение исследований наиболее широко используют сегодня. Среди таких методик выделяют средства общей диагностики и средства частной диагностики для определения аномалий и отклонений.
Полноценную диагностику аномалий психического развития подростков лучше всего доверить специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику). Тем не менее, есть методы, которые можно использовать самостоятельно (тесты, диагностические опросники).
Базовые элементы диагностики включают наблюдение в ходе беседы или со стороны, в результате чего специалист получает сведения об условиях жизни подростка. На этом этапе происходит выявление возможных негативных факторов и положительных сфер (тех, где можно выявить поддержку при лечении девиаций).
Еще один действенный способ диагностики — это опрос родителей, друзей и других лиц из окружения исследуемого подростка. На основе этих опросов специалист может сформировать образ человека в глазах других. В первой ситуации происходит описание обследуемым человеком мира и себя собственным взглядом, нередко расходящимся с реальностью. Или же, напротив, окружение видит индивида хуже, чем он есть.
В диагностике популярны различные тестовые методики (опросы и анкеты). С их помощью можно максимально легко выявить общие особенности личности. Комплекс необходимо подбирать индивидуально, но, как правило, требуется выявление акцентуаций характера, темперамента, направленности личности, уровня тревожности.
Коррекция аномалий поведения у подростков во время кризиса
Основными задачами коррекционной деятельности с несовершеннолетними детьми являются следующие:
- Нормализовать и обогатить отношения с окружающим миром, в первую очередь с педагогами и детским коллективом;
- Компенсировать пробелы и недостатки в духовном мире, усилить деятельности в той области, которую любит подросток, в которой способен достичь высокого результата (происходит компенсация в сфере интереса, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);
- Восстановить положительные качества, получившие несущественную деформацию (девиацию);
- Стимулировать положительные качества, которые не утратили социальную значимость;
- Интенсифицировать положительное развитие личности, сформировать ведущие позитивные качества и др.
В ходе коррекции аномалий поведения у подростка необходимо также обеспечить ему усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта. Он должен получить возможность обогатить практическую деятельность в разных областях жизни. Поможет в этом и накопление навыков нравственного поведения, включая здоровые привычки и потребности на основе организации деятельности по удовлетворению интересов учащихся.