Доверие — это проявление открытых, положительных взаимоотношений между людьми (человек и субъект), основанных на уверенности в порядочности и доброжелательности других людей, с которыми доверяющий находится в соответствующих отношениях.
Сущность и особенности доверия
В последние годы в отечественной и западной психологической науке большое внимание стали уделять проблеме исследования доверия, которое представляет собой один из основных компонент межличностного и межгруппового общения, а так же всего функционирования общества.
Категория «доверие» присутствует почти во всех областях жизни человека, включая экономические и политические отношения, медицину и образование. Таким образом, феномен «доверие» присутствует во всех сферах взаимодействия между людьми. Он способен выражаться через категорию доверия или недоверия. Вне зависимости от проведения большого числа исследований в области доверия, сегодня до сих пор не разработана общезначимая концепция. В науке также нет определения в полной мере его структуры, функций, видов, как нет разработки ведущих факторов этой категории.
Ясных оснований для измерения показателей доверия также пока не разработано, поскольку это сложная структура. По этой причине не всегда понятно, что измерять в эмпирических исследования, поскольку категория тесно связано с прочими социальными и психологическими явлениями. Перечисленные факты представляют собой самую важную проблему в исследовании доверия.
Доверие к другим людям в психологической науке, как правило, определяется как в какой-то мере доверие к миру. Лишь доверие способно превратить простое взаимодействие в полноценное общение и коммуникацию. Между близкими людьми чаще всего проявляется полное доверие. Оно зарождается еще в детском возрасте, а ребенок доверяет близким людям больше, чем знакомым.
Там, где присутствует доверие, начинают появляться и другие феномены, включая дружбу. Близким людям человек может доверить:
- собственные мысли,
- чувства,
- переживания.
Именно через них происходит раскрытие внутреннего мира человека.
Особенности исследования доверия студентов-психологов
Студенту, как и любому другому человеку, проще установить устойчивый контакт. Здесь не предусмотрено жесткого контроля собеседника при осуществлении взаимодействия, поскольку человек искренне открывают собственные душевные переживания близким, имея уверенность в том, что, информация не будет использоваться во вред.
Взаимность показателей доверия представляет собой непременное условие для его появления. В ходе доверительной коммуникации человек самораскрывается. В ходе обучения на психологических факультетах студенты могут близкому человеку добровольно передавать интимную и конфиденциальную информацию, включающую их чувства и мысли. Доверие к близкому проявляется, как правило, через поведенческие акты.
К близким людям студент проявляет доверие и обращается за помощью или советом в трудных ситуациях. Большая часть исследований показала, что примерно 40 % обучающихся доверяют знакомому человеку. Это можно объяснить тем, что взаимное доверие между студентами и другими людьми выстраивается через взаимопроникновение взаимодействующих людей в смыслы друг друга. В этом процессе происходит появление новых смыслов.
Студенты-психологи вступают в контакт со знакомым человеком добровольно. В ходе общения всегда происходит вовлечение другого человека во внутренний мир. В любом общении всегда будет присутствовать определенная доля доверия. Этот показатель невозможно измерить, поэтому диагностика доверия является очень сложной задачей.
Исследования показали, что студенты со знакомым человеком общаются чаще всего свободно и открыто. В этом процессе наблюдается доверие и дружелюбие в отношении сторон. Доверие способно объединять людей в «мы». Доверие знакомым характеризуется ценностным отношением к личности другого человека. Доверяя такому человеку, студент надеется на то, что он ему не навредит и не предаст, но это, к сожалению, не всегда происходит.
Диагностика показателя доверия
Доверие способно связывать людей. Оно формируется и существует в межличностных отношениях. О доверии в рамках диагностики как показателя можно говорить в качестве состояния готовности к доверительному отношению. Это происходит до момента совершения акта общения.
Формирование доверия происходит на основании прошлого опыта общения с определенным человеком. В отношении каждого человека степень доверия будет разной, поэтому его сложно измерять. Здесь играют роль многие факторы, включая социальный статус, социальную роль в отношении партнера.
В ходе общения можно наблюдать определенную степень доверия, которая в процессе взаимодействия может либо увеличиваться, либо уменьшаться. Доверие каждый раз направлено в адрес разных людей, поэтому значительно отличается по содержанию. Незнакомому человеку студент-психолог открывается сложно, с трудом доверяет конфиденциальную или интимную информацию.
Для появления доверия незнакомому человеку, необходимо прислушиваться к мнению партнера, честно и открыто передавать информацию, не искажая ее. Таким образом, при исследовании доверия студентов-психологов в отношении других людей, можно сделать вывод, что испытуемые больше доверяют близким и знакомы людям. Это обусловлено тем, что им можно добровольно передавать сведения и конфиденциальную информацию.
Построение любых отношений происходит на основе прошлого опыта. Доверие к знакомым людям предполагает ценностное отношение к личности других. Именно этот показатель связывает людей, формируясь и существуя в межличностных отношениях.
В диагностике доверия студентов-психологов важно обратить внимание на такой показатель, как осмысленность жизни. Если обратиться к общим показателям осмысленности, то из общего количества выборки можно получить определенные результаты. Так, часть студентов покажет общий показатель осмысленности жизни ниже нормы (они не осмысливают жизнь и не строят планы на будущее).
У определенной части студентов общий показатель будет находиться в норме, поэтому о них можно говорить, что их жизнь частично осмысленна. Они проявляют большую степень доверия, ставят цели, но не всегда могут их реализовать в жизни. Студентов с высоким показателем осмысленности жизни составляют очень малый процент среди группы.