Понятие страха
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и потому имеет различные трактовки.
Проблематика детского страха имеет в психологической науке давнюю историю. С. Холл как представитель биогенетического направления распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он заявлял, что ребенок переживает в ходе своего становления страхи, которые испытывали животные, а после люди на разных этапах антропогенеза.
Подробное исследование феномена страха в детском возрасте велось в границах психоанализа. 3. Фрейд считал, что страх – это аффект, который появляется в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) невозможно справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Данная ситуация обусловливается опасной ситуацией, и страх может быть, как ее прямым результатом, так и предвосхищением возможного ее повторения
Страх ‒ внутреннее состояние, вызванное грозящим действительным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии он считается негативно окрашенным процессом эмоциональной сферы.
Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (воображаемой или реальной) или на опасный в понимании детей объект, которые переживаются ими как дискомфорт, желание спрятаться или убежать.
Первичная эмоция страха отмечается уже у новорожденных детей. После страхи социализируются и появляются как реакции на новые ситуации и объекты. Закрепление в эмоциональной сфере детей первичного страха расширяет зону его социальных страхов, увеличивает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи формируются при нехватке тепла и принятия родителей, когда дети не ощущают себя в безопасности. У таких детей часто формируется страх школы. Страхи детей могут выражаться в невротических реакциях и психосоматических расстройствах.
Детские страхи обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Понимание причин формирования детских страхов помогает их разрешить.
Диагностика детских страхов
Появление страхов не является патологией само по себе. Это нормальное и неизбежное явление. Передавая из поколения в поколение эти страхи и знания о них, создается часть жизненного опыта общества. Но если страхи затрагивают тему не только природных и естественных явлений, а еще и личностные и ценностные интересы, возможно появление психологической зависимости, влияющей на эмоциональное состояние.
Детские страхи ‒ обычное явление в процессе становления личности. Страх, как всякое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а затем исчезает. Но когда страх не исчезает длительное время или имеется большое количество страхов, ситуация может перейти в невроз страха. При этом у ребенка появляется состояние психического напряжения, скованности и поведение становится более пассивным.
Прежде чем бороться со страхами и фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.
Диагностика детских страхов – это обязательный этап, с которого начнется процесс коррекции страхов и их преодоления.
Данный этап особо важен и сложен тем, что, как правило, дети не говорят о собственных страхах, в особенности это относится к дошкольникам и младшим школьникам.
У маленьких детей диагностика страхов может быть проведена при помощи рисунков. Здесь выбор альтернатив весьма разнообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на свободную тему, можно обозначить тему (семья, детский сад, школа, друзья, мои страхи и другие)
В данном случае стоит обращать внимание на следующие аспекты в рисунках детей:
- рисунки на катастрофические, безнадежные темы с множеством ужасных монстров должны привлечь внимание взрослых;
- если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, изолированно от других людей – это очевидный признак сложностей и проблем с общением, страха идти на контакт, страха одиночества;
- если ребенок почти ничего не изображает на рисунке или делает это без желания – это тоже признак того, что у ребенка не все в порядке;
- черные, жирные линии, которые сделаны с большим нажимом, делающим дырки на листе – показатель того, что ребенок стремится избавиться от чего-то, вычеркнуть, убрать из своей жизни;
- увлечение черными, коричневыми и серыми цветами также должно заставить задуматься, потому что это указывает на пессимистичность и угнетенное состояние.
Диагностика детских страхов активно применяет тестовый метод. Для диагностики дошкольников и младших школьников как правило применяют тесты, на вопросы которых могут отвечать родители. Тесты могут быть на проявление тревожности или установление уровня самооценки, тесты об обозначенных видах страхов: о боязни новых отношений, страхе потери, об опасных явлениях или животных и т.д.
Диагностика детских страхов, безусловно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби указывает на так называемые «маячки страха», которые, несомненно, помогут выделить страх от других эмоций. В частности, со значительной точностью можно сказать, чего ребенок страшится, если он настороженно вглядывается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А после ребенок взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы обрести защиту и поддержку. Отрешенный взгляд, устремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У напуганного ребенка ладони делаются влажными, лицо становится бледным, дыхание делается прерывистым и частым.
Взрослых и специалистов должно насторожить, если у ребенка есть наклонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войну», с наслаждением и упоением расстреливает игрушки. Подобные наклонности показывают на внутреннее чувство незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти. Если у ребенка есть привычка ломать игрушки, отрывать у них части «тела» ‒ это также показывает на присутствие установленного рода страхов – страх болезни, боязнь докторов и уколов.
У маленьких детей может быть проведена диагностика детских страхов при помощи специальных историй и сказок. Ребенку задаются после прочтения сказки вопросы, ответы на которые демонстрируют, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок боится, чего ему не хватает в семье.
Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным, младшим братьям и сестрам.
Таким образом, предупредить формирование страхов у детей можно, применяя комплекс продуманных социальных, медицинских и психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую ориентированность и расширяющих диапазон влияния на эмоциональное формирование ребенка.