Сущность понятия «диагностическое интервью»
Диагностическое интервью – это метод получения информации о свойствах личности, который применяется на ранних этапах психотерапии.
Психологическая практика хорошо знакома с этим распространенным видом беседы, целью которой является получение разнообразной информации о свойствах личности и особенностях психического развития. Диагностическое интервью хорошо сочетается с тестовыми приемами, которые органично включаются в структуру беседы. Выполняя собственные функции, беседа является ещё и естественным фоном, который объединяет все остальные методы.
Цель беседы – оказание психологической помощи человеку в осознании внутренних проблем, обнаружении их причин, восстановлении внутреннего «Я».
Диагностическое интервью проходит в свободной форме и относится к нестандартизированным. Во время беседы возможны вариации в последовательности задаваемых вопросов. Консультант и респондент во время беседы активно взаимодействуют.
Несмотря на то, что диагностическое интервью имеет свободную форму, существует несколько правил и приемов его проведения:
- представление, с которого начинается интервью, использует вариант незнакомого через знакомое;
- мотивирование на сотрудничество;
- конфиденциальность при получении информации от респондента, её неразглашение;
- наличие стратегии.
Консультант в ходе интервью задает вопросы респонденту и не делает никаких выводов вслух.
Диагностическое интервью имеет ряд преимуществ, в частности, оно:
- дает возможность установления личного контакта с высшим звеном управления организацией;
- дает возможность смотреть на ход мыслей, эмоциями респондентов, расстановкой приоритетов, а также дает возможность получения достоверной первичной информации;
- позволяет персоналу почувствовать свою значимость;
- дает возможность увидеть поведение людей, соблюдение формальных и неформальных правил;
- дает возможность получения дополнительной информации;
- дает возможность задавать вопросы, возникшие в ходе диагностики в целом.
Проведение диагностического интервью требует большого количества времени, что относится к его недостаткам. Кроме этого диагностическое интервью имеет малую оперативность, требует от консультанта, неоднозначных наборов знаний и умений, специальной подготовки.
Для того чтобы преодолеть недостатки этого метода консультанту необходимо владеть методом активного слушания, не проявлять особенности своего типа личности, не афишировать те или иные предпочтения.
Схема фиксации получаемой информации во время интервью у каждого консультанта своя, а схему самого интервью он держит в голове.
Собранная в ходе интервью информация обрабатывается и составляется исходный перечень проблем, которые подлежат устранению.
Виды интервью
Диагностическое интервью всегда имеет заданную цель.
Исходя из того, кому принадлежит инициатива интервью, оно может быть управляемым, т.е. программным и неуправляемым, при котором инициатива находится на стороне клиента.
По направленности выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью.
Вопросы в нестандартизированном интервью могут в его ходе меняться от первоначального замысла, в то время как в стандартизированном интервью вопросы идут в определенной последовательности.
Для уточнения проблематики и проверки основного положения плана, определения объекта исследования применяют нестандартизированное интервью.
Стандартизированное интервью делает информацию сопоставимой и сокращает количество ошибок при формулировке вопроса до минимума.
По направленности интервью может быть ещё свободным, при которой респондент по вопросу темы высказывается в свободной форме. К этому виду интервью чаще всего прибегают психологи.
Что касается полустандартизированного интервью, то оно использует два вида вопросов – обязательные, задаваемые каждому опрашиваемому и уточняющие подвопросы.
Следующим видом являются направленные и ненаправленные интервью.
Направленные интервью имеют четкий план и используют только те понятия, которые содержатся в формулировке вопросов. Кроме этого направленное интервью использует «подсказки», наводящие респондента на удобную форму ответа.
Техника направленного интервью достаточно простая и дает возможность использовать не только специалистов. Среди его недостатков отмечаются психологическая «зажатость» респондента и поверхностность ответов.
При ненаправленном интервью респондент может свободно самовыражаться, в результате чего проявляются как осознанные, так и неосознаваемые мотивы деятельности.
По обсуждаемым темам интервью могут быть фокусированными и нефокусированными. Для первых характерна меньшая стандартизация поведения и респондента и консультанта.Цель интервью заключается в сборе информации по конкретному явлению или ситуации.
Нефокусированное интервью не имеет предметного единства, общей темы, исследовательского замысла.
Подразделяются интервью и по количеству опрашиваемых – в этом плане они могут быть индивидуальными (личными) и групповыми.
Личное интервью представляет собой беседу с глазу на глаз в доверительной обстановке без посторонних, а групповое предполагает присутствие нескольких человек, с целью выяснения коллективного мнения.
Также проводится интервью могут по месту жительства, по месту работы, среди посетителей общественных мест, например, магазинов.
Стиль ведения интервью может быть жесткий и мягкий. При жестком стиле респондента могут грубо перебивать, ловить на противоречиях, оказывать психологическое давление. Такой метод можно сравнить с тактикой поведения следователей на допросе.
При мягком же интервью обращение с респондентами вежливое и предупредительное.
Исходя из целевой заданности, выделяют диагностические и клинические интервью. Если диагностическое интервью используется для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения и черты личности, то, клиническое интервью используется как метод терапевтической беседы с пациентом, чтобы оказать ему психологическую помощь.
Этапы организации интервью
В организации интервью, независимо от его разновидности, существует определенная последовательность действий, благодаря которой обеспечивается эффективность реализации того или иного метода.
Интервью начинается с подготовительного этапа, который включает следующие компоненты:
- определяется предмет и объект опроса, ставится исследовательская задача и выбирается вид интервью;
- составляется план интервью, формулируются примерные вопросы респондентам, разрабатываются инструкции, готовятся технические средства регистрации и обработки данных;
- проводится пилотажное интервьюирование;
- происходит уточнение программы исследования, редактирование вопросов, вносение изменений в инструкции, проводится анализ ошибок и, возникших в ходе пробного интервью, несоответствий;
- готовится итоговый вариант вопросов, способ анализа информации, текстов, инструкций.
Надо сказать, что выполнение всех стадий подготовки интервью определяет степень его стандартизации, например, используя свободный вид интервью можно из исследовательского плана исключить пилотажное интервьюирование. А в других разновидностях устного опроса данная стадия будет играть важную роль, потому что повысит надежность и обоснованность результатов.
Если говорить о составлении плана интервью, то эта стадия ограничивается подробным перечнем вопросов, для свободной формы устного опроса. Детально разработанный стабильный план необходим при стандартизированной форме устного опроса.
Основным элементом и главным средством получения информации является вопрос, поэтому умение исследователя подбирать нужную формулировку, является важным условием, определяющим результативность беседы.