Понятие и сущность дезадаптации
Дезадаптация – это психофизиологическое несоответствие личности индивида тем требованиям, которые к нему предъявляет современное общество и условия жизни.
Основной характеристикой дезадаптации является то, что она проявляется в форме нетипичного поведения для взрослого или ребенка, в определенной среде общения. Под нетипичным поведением понимается в данном случае несоответствие психофизиологическим и возрастным нормам, проявление некоторых физиологических, эмоциональных и поведенческих отклонений.
Отклонения от общепринятых норм и правил поведения влекут за собой некоторые личностные последствия, которые могут быть достаточно серьезными. Например, ухудшение состояния здоровья, нарушение способности к самореализации, труду или обучению. В случае, если данные отклонения проявляются в поведении человека, то члены общества предпринимают попытки по их устранению или минимизации. В основном работа направлена на освоение человеком общепризнанных норм и правил,
Отклонения от общепринятых правил поведения влекут за собой достаточно серьезные для личности последствия: ухудшение здоровья, способностей к самореализации, обучению, труду. Члены общества предпринимают попытки перевоспитания, приспособления к своим нормам и правилам.
В настоящее время дезадаптация считается психологами достаточно серьезной личностной проблемой, которая требует последовательной, многоплановой и достаточно долгосрочной коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется не только с дезадаптированной личностью, но и с ее ближайшим окружением.
В основе работы с дезадаптированной личностью лежит процесс реадаптации личности, направленный на восстановление навыков и возможностей по адаптации, а также приспособления к постоянно меняющимся условиям и требованиям окружающего социума. При этом крайне важным является соблюдение двух основных условий:
- Осознанное желание самого человека как можно скорее приспособиться к изменившимся условиям постоянной среды.
- Должный уровень профессионализма специалистов, которые занимаются данной проблемой.
Благоприятным результатом коррекционной работы, к которой стремится специалист и человек с дезадаптацией, является коадаптация, то есть установление благоприятного психологическог климата взаимодействия, взаимное приспособление друг к другу, выражение терпения и уважения, сознательный учет индивидуальных особенностей.
Причины, виды и состояния дезадаптации
На протяжении жизни человек очень часто попадает в новые для него среды, которые заставляют кардинально менять собственные привычки, поведения, взгляды и т.д. Довольно часто это происходит достаточно болезненно для личности, вызывает у нее разнообразные протестные действия в отношении окружающих ее людей. Все это требует от близких людей, которые окружают человека, переживающего жизненные перемены, проявлять терпение и понимание, а в некоторых случаях применять и некоторые меры принудительного воздействия. Принудительное воздействие оказывается в том случае, если человек не стремится самостоятельно измениться и принять новые условия.
Причины, которые вызывают у человека дезадаптацию, весьма разнообразны. В общем, их можно представить следующим образом:
- Переходный подростковый возраст, характеризуемый значительным количеством разнообразных проблем.
- Психологическая слабость и неустойчивость, в результате чего требования со стороны социума кажутся завышенными для индивида.
- События и происшествия, длительные стрессы, которые излишне травмируют психику человека.
- Разнообразные психические болезни и расстройства.
Основные виды дезадаптации:
Психическая (психосоциальная) дезадаптация – это дезадаптация, которая возникает в период полового созревания индивида, в результате колебаний эмоционально-волевой сферы, проявлений негативной акцентуации характера, особенностей умственного развития и воспитания. В этот период подросток очень чувствителен к требованиям со стороны взрослых, критике своей внешности и поведения. Все это может вызвать у него излишне бурную или напротив очень скрытую реакцию. Вне зависимости от того, как реагирует подросток, реакция сопровождается негативными переживаниями, которые толкают его на необдуманные поступки.
Социальная дезадаптация – это дезадаптация, которая характеризуется отклоняющимся от общепринятых норм и правил поведения, демонстративным нарушением законов и правил морали, уклонением от выполнения полезной деятельности, злоупотребление алкоголем, наркотиками и табаком. Основной причиной такого вида дезадаптации является неправильно воспитание, в результате которого у ребенка не формируется уважительное отношение к старшим, нет духовных жизненных устоев. При запущенных случаях социальной дезадаптации подростки формируют специфические группировки, которые совершают антиобщественные поступки.
Патогенная дезадаптация – это дезадаптация, которая является результатом приобретенных или врожденных нарушений в психофизиологическом развитии личности. К данному виду дезадаптации относят разнообразные нервно-психические заболевания, фобии, нарушения в развитии анализаторов и головного мозга и энурез.
Психологическая дезадаптация – это разнообразные внутренние, личностные нарушения самооценке и жизненных ценностей.
Как показывает практика, чаще всего указанные виды дезадаптации встречаются в сочетании, при котором один из видов преобладает. Определенный вид дезадаптации в «чистом» виде встречается крайне редко.
Невозможность достичь какого-то идеала или цели приводит к конфликтам с самим собой и окружающими, к отчаянию, разочарованию, утрате жизненного тонуса, презрительному и мстительному поведению как к себе, так и к другим людям. Скрытая психологическая дезадаптация внешне не проявляется, но доставляет человеку внутренние острые переживания и страдания. Травмирующие внешние ситуации, например, семейный конфликт, усугубляют негативное состояние человека и могут привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.