Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин и др. Далее рассмотрим понятие игры и игровой деятельности, этапы развития игры, а также ее структуру.
Понятие игры и игровой деятельности
- К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры.
- П. П. Блонский. По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности.
- Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей.
Игра – это ведущий тип деятельности дошкольников. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.
Функции игры:
-
Развлечение,
-
Коммуникация,
-
Самореализация,
-
Терапия,
-
Диагностика,
-
Коррекция,
-
Социализация.
Этапы развития игры
Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:
- Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
- Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
- Игра с правилами.
Рассмотрим также и классификацию способов игр по Н. Я. Михайленко:
- Условные предметные действия.
- Поведение в контексте той или иной роли.
- Развертывание сюжета.
Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка:
- Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
- Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
- Развитие нравственных инстанций.
- Формирование качественно новых мотивов.
- Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.
Рассмотрим также особенности игровой деятельности дошкольников.
Старших дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для дошкольников подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.
Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками.
Довольно часто в своих играх дети демонстрируют те вопросы, которые когда-либо были затронуты их родителями. Кроме того, для детей нет проблемы в том, чтобы заменить один предмет совершенно другим, наделяя его таким же значением и функциями.
Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям. Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг. Правила для игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых.
Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.
Структура игры
По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов.
- Роли, которые были распределены перед началом игры.
- Игровые действия.
- Игровые предметы.
- Взаимоотношения детей в процессе игры.
- Сюжет игры.
Все многообразие детских игр можно разделить на основные группы, которые представлены на рисунке 1. На рисунке 2 отражены особенности игровой деятельности младших и старших дошкольников.
Рисунок 1. Типы игр
Рисунок 2. Особенности игры дошкольников